От нашего музея вашему: ГМИИ и Эрмитаж обменяются выставками
Знаменитые собрания Сергея Щукина и Ивана Морозова, разделенные между ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитажем, воссоединятся — пусть и не навсегда. В июне в Москве откроется выставка «Щукин. Биография коллекции», а в это же время в Петербурге будет демонстрироваться экспозиция «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы». В Москву, в частности, отправится «Танец» Матисса, а в Петербург — «Девочка на шаре» Пикассо. О планах совместной работы рассказали руководители музеев Марина Лошак и Михаил Пиотровский. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, проекты свидетельствуют о прорыве в отношениях ГМИИ и Эрмитажа.
Только шедевры
Московская выставка будет масштабнее: она займет весь второй этаж основного здания ГМИИ. В восьми залах разместится более 450 произведений. Михаил Пиотровский отметил, что Эрмитаж предоставит экспонаты, которые в дальнейшем не покинут Петербург, в том числе «Танец» Матисса.
Но и ГМИИ поделится значимыми вещами («Только шедевры!» — пообещала Марина Лошак). В северную столицу отправится 31 полотно, в том числе «Девочка на шаре» Пикассо и «Портрет Жанны Самари» Ренуара, а всего в экспозицию Морозова войдет 140 произведений.
Коллекции семей московских купцов были сформированы в начале XX века и оказали огромное влияние на художественную жизнь города: многие российские живописцы благодаря им смогли познакомиться с новейшими французскими течениями, что отчасти заложило фундамент будущих прорывов отечественного искусства.
После революции коллекции Щукиных и Морозовых были национализированы и распределены по государственным собраниям. Главные сокровища — работы французских импрессионистов и модернистов — попали в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), открывшийся в 1923 году. Но в 1948-м на волне борьбы с формализмом его расформировали (указ Совета министров подписал Сталин) и разделили коллекции между ГМИИ и Эрмитажем.
Непростые отношения
В 2013 году Ирина Антонова, которая на тот момент занимала пост директора ГМИИ, рассказала на «прямой линии» с президентом об идее возрождения ГМНЗИ и соединении коллекций в Москве.
— Москва собирала искусство по другому принципу, чем Петербург. Там Эрмитаж, царское и вельможное коллекционирование. А эта коллекция возникла в среде купцов. Кстати, безупречный вкус Щукина и Морозова идет еще и оттого, что они привыкли смотреть на ткани, которыми торговали. Вы даже не представляете, не можете себе представить, что этот музей значит для Москвы, — говорила Ирина Антонова в интервью «Известиям».
Инициатива директора ГМИИ вызвала резкое неприятие Михаила Пиотровского. Но в 2014 году Антонову сменила Марина Лошак, которая идею предшественницы не разделяла, хотя и публично не критиковала. Видимо, тогда же два музея решили напомнить о великих собирателях иным, приемлемым для обоих институций образом: воссоздать их коллекции в выставочном формате.
Начать решено было не с российских городов, а с Парижа. Не зря: экспозиция коллекции Сергея Щукина, открывшаяся в 2016 году в Фонде Louis Vuitton, стала мировой сенсацией — за четыре месяца ее посетили 1,25 млн зрителей. Теперь же выставку смогут увидеть и в Москве, которая оказалась для картин французских гениев второй родиной.
Однако, по словам Марины Лошак, московская выставка будет сильно отличаться от парижской.
— Экспозиция ГМИИ будет в нашем духе — значительно более человечной, эмоциональной и богатой в плане состава: у нас можно будет увидеть больше произведений. В том числе те, которые прежде никогда не показывались, — рассказала Марина Лошак «Известиям».
Пушкинский музей расскажет не только о Сергее Щукине, но и о его братьях, также выдающихся коллекционерах. Дмитрий Щукин будет представлен работами голландских мастеров из собрания ГМИИ, а Петр Щукин — предметами декоративно-прикладного искусства, принадлежащими Историческому музею. И хотя основной фокус делается все-таки на работах французских живописцев XIX-XX веков, жанровый диапазон экспозиции шире. Например, обещают уникальные произведения восточного искусства.
Петербург тоже не ограничится западноевропейской живописью. Среди прочего планируется показать портреты кисти Валентина Серова, заказанные братьями Морозовыми и ныне хранящиеся в Третьяковской галерее.
Обмен двух столиц
— Это большой прорыв, что музеи договорились не только на нейтральной западной территории показать вещи из коллекций Щукина и Морозова, но и соединить их в России. Эрмитаж опасался этого после идеи Ирины Антоновой о воссоздании ГМНЗИ. Но дать произведения в Париж, а в Москву не дать было бы странно, — отметила Наталия Семенова, доктор искусствоведения, автор каталогов и монографий по коллекциям Щукина и Морозова.
По мнению Семеновой, предположительным итогом этого проекта могло бы быть создание в особняке Щукина в Большом Знаменском переулке музея памяти ГМНЗИ и самого Щукина. Идея восстановления ГМНЗИ в первоначальном виде и возвращение в Москву обеих коллекций — утопия, но гипотетическим компромиссом мог бы быть передел собраний — скажем, чтобы произведения Щукина все были в Москве, а Морозова — в Петербурге. Но в обозримом будущем это вряд ли возможно. Выставки же помогут по крайней мере создать образ этих коллекций в сознании публики и разделить имена собирателей.
В 2020 году эрмитажная выставка отправится в Париж, таким образом приняв символическую эстафету у нашумевшей экспозиции Щукина, после чего приедет в ГМИИ, а выставка Щукина, наоборот, в Эрмитаж. Заметим, это не первые проекты, которые два великих музея вместе создавали и затем поочередно принимали. В прошлом году похожая история была с Лейденской коллекцией, а в этом в Зимний дворец принял полотна Йорданса, которые потом отправятся в Москву. Но щукинско-морозовский проект — лучшее доказательство того, что отношения ГМИИ и Эрмитажа окончательно наладились.