Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Россия ввела контрсанкции против оператора ПХГ «Катарина» в Германии
Мир
Маск предложил повторить референдумы в новых регионах РФ под наблюдением ООН
Мир
ЕС выделит еще €5 млрд макрофинансовой помощи Украине
Происшествия
Один человек погиб в результате удара ВСУ по Херсонской области
Мир
Президент Болгарии отказался подписывать декларацию о вступлении Украины в НАТО
Мир
Посол ФРГ заявил о достижении низшей точки в отношениях с Россией
Общество
Отсрочку по мобилизации могут дать на год с возможностью продления
Мир
Мособлсуд рассмотрит жалобу на приговор баскетболистке Грайнер 25 октября
Мир
Иран назвал провокации США причиной кризиса на Украине
Общество
Лидер партии «Новые люди» оценил важность вхождения новых регионов для России
Мир
Финский журналист считает, что его страна в вопросе виз «кидает» россиян на деньги

От нашего музея вашему: ГМИИ и Эрмитаж обменяются выставками

Коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова воссоединятся в Москве и Санкт-Петербурге
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Знаменитые собрания Сергея Щукина и Ивана Морозова, разделенные между ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитажем, воссоединятся — пусть и не навсегда. В июне в Москве откроется выставка «Щукин. Биография коллекции», а в это же время в Петербурге будет демонстрироваться экспозиция «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы». В Москву, в частности, отправится «Танец» Матисса, а в Петербург — «Девочка на шаре» Пикассо. О планах совместной работы рассказали руководители музеев Марина Лошак и Михаил Пиотровский. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, проекты свидетельствуют о прорыве в отношениях ГМИИ и Эрмитажа.

Только шедевры

Московская выставка будет масштабнее: она займет весь второй этаж основного здания ГМИИ. В восьми залах разместится более 450 произведений. Михаил Пиотровский отметил, что Эрмитаж предоставит экспонаты, которые в дальнейшем не покинут Петербург, в том числе «Танец» Матисса.

Но и ГМИИ поделится значимыми вещами («Только шедевры!» — пообещала Марина Лошак). В северную столицу отправится 31 полотно, в том числе «Девочка на шаре» Пикассо и «Портрет Жанны Самари» Ренуара, а всего в экспозицию Морозова войдет 140 произведений.

Коллекции семей московских купцов были сформированы в начале XX века и оказали огромное влияние на художественную жизнь города: многие российские живописцы благодаря им смогли познакомиться с новейшими французскими течениями, что отчасти заложило фундамент будущих прорывов отечественного искусства.

После революции коллекции Щукиных и Морозовых были национализированы и распределены по государственным собраниям. Главные сокровища — работы французских импрессионистов и модернистов — попали в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), открывшийся в 1923 году. Но в 1948-м на волне борьбы с формализмом его расформировали (указ Совета министров подписал Сталин) и разделили коллекции между ГМИИ и Эрмитажем.

Непростые отношения

В 2013 году Ирина Антонова, которая на тот момент занимала пост директора ГМИИ, рассказала на «прямой линии» с президентом об идее возрождения ГМНЗИ и соединении коллекций в Москве.

— Москва собирала искусство по другому принципу, чем Петербург. Там Эрмитаж, царское и вельможное коллекционирование. А эта коллекция возникла в среде купцов. Кстати, безупречный вкус Щукина и Морозова идет еще и оттого, что они привыкли смотреть на ткани, которыми торговали. Вы даже не представляете, не можете себе представить, что этот музей значит для Москвы, — говорила Ирина Антонова в интервью «Известиям».

Инициатива директора ГМИИ вызвала резкое неприятие Михаила Пиотровского. Но в 2014 году Антонову сменила Марина Лошак, которая идею предшественницы не разделяла, хотя и публично не критиковала. Видимо, тогда же два музея решили напомнить о великих собирателях иным, приемлемым для обоих институций образом: воссоздать их коллекции в выставочном формате.

Начать решено было не с российских городов, а с Парижа. Не зря: экспозиция коллекции Сергея Щукина, открывшаяся в 2016 году в Фонде Louis Vuitton, стала мировой сенсацией — за четыре месяца ее посетили 1,25 млн зрителей. Теперь же выставку смогут увидеть и в Москве, которая оказалась для картин французских гениев второй родиной.

Однако, по словам Марины Лошак, московская выставка будет сильно отличаться от парижской.

— Экспозиция ГМИИ будет в нашем духе — значительно более человечной, эмоциональной и богатой в плане состава: у нас можно будет увидеть больше произведений. В том числе те, которые прежде никогда не показывались, — рассказала Марина Лошак «Известиям».

Пушкинский музей расскажет не только о Сергее Щукине, но и о его братьях, также выдающихся коллекционерах. Дмитрий Щукин будет представлен работами голландских мастеров из собрания ГМИИ, а Петр Щукин — предметами декоративно-прикладного искусства, принадлежащими Историческому музею. И хотя основной фокус делается все-таки на работах французских живописцев XIX-XX веков, жанровый диапазон экспозиции шире. Например, обещают уникальные произведения восточного искусства.

Петербург тоже не ограничится западноевропейской живописью. Среди прочего планируется показать портреты кисти Валентина Серова, заказанные братьями Морозовыми и ныне хранящиеся в Третьяковской галерее.

Обмен двух столиц

— Это большой прорыв, что музеи договорились не только на нейтральной западной территории показать вещи из коллекций Щукина и Морозова, но и соединить их в России. Эрмитаж опасался этого после идеи Ирины Антоновой о воссоздании ГМНЗИ. Но дать произведения в Париж, а в Москву не дать было бы странно, — отметила Наталия Семенова, доктор искусствоведения, автор каталогов и монографий по коллекциям Щукина и Морозова.

По мнению Семеновой, предположительным итогом этого проекта могло бы быть создание в особняке Щукина в Большом Знаменском переулке музея памяти ГМНЗИ и самого Щукина. Идея восстановления ГМНЗИ в первоначальном виде и возвращение в Москву обеих коллекций — утопия, но гипотетическим компромиссом мог бы быть передел собраний — скажем, чтобы произведения Щукина все были в Москве, а Морозова — в Петербурге. Но в обозримом будущем это вряд ли возможно. Выставки же помогут по крайней мере создать образ этих коллекций в сознании публики и разделить имена собирателей.

В 2020 году эрмитажная выставка отправится в Париж, таким образом приняв символическую эстафету у нашумевшей экспозиции Щукина, после чего приедет в ГМИИ, а выставка Щукина, наоборот, в Эрмитаж. Заметим, это не первые проекты, которые два великих музея вместе создавали и затем поочередно принимали. В прошлом году похожая история была с Лейденской коллекцией, а в этом в Зимний дворец принял полотна Йорданса, которые потом отправятся в Москву. Но щукинско-морозовский проект — лучшее доказательство того, что отношения ГМИИ и Эрмитажа окончательно наладились.

Читайте также
Реклама
Прямой эфир