Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Ученые подчеркнули пользу раннего введения арахиса в рацион детей
Общество
Задавший вопрос Путину владелец пекарни «Машенька» рассказал о наплыве гостей
Спорт
Петросян выиграла чемпионат России по фигурному катанию третий раз подряд
Мир
Илон Маск стал первым человеком в истории с состоянием более $700 млрд
Общество
Фигурист Галлямов высказался о возможном завершении карьеры
Мир
Эстонский суд заставил главу евродипломатии Каллас публично извиниться за ложь
Мир
Британская семья пронесла на борт самолета тело мертвой бабушки
Мир
Стало известно о ликвидации на Украине вторгшегося в Курскую область боевика ВСУ
Происшествия
Пансионат в Видном приостановил работу после решения суда по делу об отравлении
Мир
Зеленский признал невозможность содержания 800-тысячной армии Украины
Мир
Bloomberg узнало о собственнике нефти на задержанном США у Венесуэлы танкере
Мир
Стало известно о массовой мобилизации водителей в Конотопе Сумской области
Общество
В аэропорту Волгограда введены ограничения на прием и выпуск самолетов
Происшествия
Опубликованы кадры с места взрыва в подмосковных Химках
Мир
В США подтвердили задержание танкера у берегов Венесуэлы
Происшествия
В Курской области около 5 тыс. человек остались без света из-за атаки БПЛА ВСУ
Мир
Трамп поделился своим отношением к женщинам

Искусство, сэр: ГМИИ собрал самых дорогих британских художников XX века

Живопись лондонской школы обращается к человеку
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Увидеть человека по-новому — к этому призывает выставка британской живописи XX века, проходящая в ГМИИ им. А.С. Пушкина и претендующая на статус музейного события года. Дело даже не в астрономической стоимости привезенных работ Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Франка Ауэрбаха и других представителей лондонской школы. Просто у нас этот важнейший пласт искусства никогда не демонстрировался в такой полноте.

Еще при жизни большинство этих художников были признаны классиками и обрели коммерческий успех, ну а после смерти цены на их работы стали совсем уж заоблачными. Так, триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» Фрэнсиса Бэкона входит в пятерку самых дорогих произведений мирового искусства: он был продан за $142,4 млн. А «Социальный смотритель спит» самого Фрейда — за $33,6 млн. Правда, этих рекордсменов и других частных произведений на выставке нет. Все экспонаты приехали из крупнейшего государственного собрания — Галереи Тейт. Но они ничуть не хуже, а, может, и лучше, чем аукционные хиты.

Это фигуративная живопись, но не реализм в чистом виде — фигуры и лица искажены с целью наиболее рельефно высветить психологическую подоплеку. Показателен «Триптих. Август 1972» Бэкона: на полотне слева художник изобразил своего близкого друга Джорджа Дайера, покончившего с собой, справа — себя самого. Тела обоих мужчин будто распадаются на части: мерцающие розовыми оттенками «лужицы» на полу выглядят кусками, «выпавшими» из фигур (частицы души?). Центральный холст отсылает к фотографии борцов Эдварда Мейбриджа, но Бэкон избавляется от всякой конкретики, сохраняя лишь напряженную динамику форм.

Помимо «Августа 1972» здесь демонстрируется еще один шедевр Бэкона — «Вторая версия триптиха 1944 года» (1988). Квинтэссенция позднего стиля художника: со странных конструкций, лишь отчасти напоминающих реальные столы и стулья, на зрителя смотрят жутковатые персонажи — кричащие, извивающиеся монстры. Абстрактный красный фон усиливает экспрессию, но «остраняет» образы, подчеркивает их метафорическую сущность — то не вариации на «Чужого», как можно подумать, а внутренние демоны человека.

Не менее знаковыми работами представлен и Люсьен Фрейд. Его «Девушка с котенком» (1947) неспроста попала на афишу выставки. Портрет возлюбленной художника притягивает и гипнотизирует. Лицо Китти и особенно ее глаза причудливо срифмованы с мордочкой животного (это и намек на «кошачье» имя девушки). Но главное, она так сжимает шею котенка, что, кажется, вот-вот его задушит. Хрупкость и жестокость, опустошенность и напряженность, подчеркнуто реалистическая подача в духе Северного Возрождения и подспудно ощущаемая неправильность, дисгармония — в одном небольшом изображении.

Есть в экспозиции и натуралистичные ню Фрейда, и коллажи Р.Б. Китая, и экспрессивные полуабстракции Франка Ауэрбаха, где в резких линиях, рассекающих жирные нагромождения красочных слоев, с трудом улавливается сюжет, и многофигурные композиции Леона Коссофа, увлекающие динамикой и ритмом выпуклых «скульптурных» мазков… При всех идеологических пересечениях эти художники все-таки очень разные, их сопоставление в одном пространстве как раз рождает те контрасты, без которых любая выставка кажется монотонной.

Но главное — сегодня это искусство кажется современным, хотя относится к прошлому веку. С одной стороны, оно примиряет ценителей реализма с адептами contemporary art, с другой — кричит о психологических проблемах мира. В конце концов, душа человека — тема, актуальная всегда.

Читайте также
Прямой эфир