Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Общество
Куренков сообщил о прошествии пика паводка в Орске и Оренбурге
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Искусство, сэр: ГМИИ собрал самых дорогих британских художников XX века

Живопись лондонской школы обращается к человеку
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Увидеть человека по-новому — к этому призывает выставка британской живописи XX века, проходящая в ГМИИ им. А.С. Пушкина и претендующая на статус музейного события года. Дело даже не в астрономической стоимости привезенных работ Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Франка Ауэрбаха и других представителей лондонской школы. Просто у нас этот важнейший пласт искусства никогда не демонстрировался в такой полноте.

Еще при жизни большинство этих художников были признаны классиками и обрели коммерческий успех, ну а после смерти цены на их работы стали совсем уж заоблачными. Так, триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» Фрэнсиса Бэкона входит в пятерку самых дорогих произведений мирового искусства: он был продан за $142,4 млн. А «Социальный смотритель спит» самого Фрейда — за $33,6 млн. Правда, этих рекордсменов и других частных произведений на выставке нет. Все экспонаты приехали из крупнейшего государственного собрания — Галереи Тейт. Но они ничуть не хуже, а, может, и лучше, чем аукционные хиты.

Это фигуративная живопись, но не реализм в чистом виде — фигуры и лица искажены с целью наиболее рельефно высветить психологическую подоплеку. Показателен «Триптих. Август 1972» Бэкона: на полотне слева художник изобразил своего близкого друга Джорджа Дайера, покончившего с собой, справа — себя самого. Тела обоих мужчин будто распадаются на части: мерцающие розовыми оттенками «лужицы» на полу выглядят кусками, «выпавшими» из фигур (частицы души?). Центральный холст отсылает к фотографии борцов Эдварда Мейбриджа, но Бэкон избавляется от всякой конкретики, сохраняя лишь напряженную динамику форм.

Помимо «Августа 1972» здесь демонстрируется еще один шедевр Бэкона — «Вторая версия триптиха 1944 года» (1988). Квинтэссенция позднего стиля художника: со странных конструкций, лишь отчасти напоминающих реальные столы и стулья, на зрителя смотрят жутковатые персонажи — кричащие, извивающиеся монстры. Абстрактный красный фон усиливает экспрессию, но «остраняет» образы, подчеркивает их метафорическую сущность — то не вариации на «Чужого», как можно подумать, а внутренние демоны человека.

Не менее знаковыми работами представлен и Люсьен Фрейд. Его «Девушка с котенком» (1947) неспроста попала на афишу выставки. Портрет возлюбленной художника притягивает и гипнотизирует. Лицо Китти и особенно ее глаза причудливо срифмованы с мордочкой животного (это и намек на «кошачье» имя девушки). Но главное, она так сжимает шею котенка, что, кажется, вот-вот его задушит. Хрупкость и жестокость, опустошенность и напряженность, подчеркнуто реалистическая подача в духе Северного Возрождения и подспудно ощущаемая неправильность, дисгармония — в одном небольшом изображении.

Есть в экспозиции и натуралистичные ню Фрейда, и коллажи Р.Б. Китая, и экспрессивные полуабстракции Франка Ауэрбаха, где в резких линиях, рассекающих жирные нагромождения красочных слоев, с трудом улавливается сюжет, и многофигурные композиции Леона Коссофа, увлекающие динамикой и ритмом выпуклых «скульптурных» мазков… При всех идеологических пересечениях эти художники все-таки очень разные, их сопоставление в одном пространстве как раз рождает те контрасты, без которых любая выставка кажется монотонной.

Но главное — сегодня это искусство кажется современным, хотя относится к прошлому веку. С одной стороны, оно примиряет ценителей реализма с адептами contemporary art, с другой — кричит о психологических проблемах мира. В конце концов, душа человека — тема, актуальная всегда.

Прямой эфир