Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Глазами младенца: «Игра с шедеврами» возвращает зрителей в детство

Выставка Еврейского музея объединила работы ведущих художников XX–XXI веков увлекательной концепцией
0
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Модернистское искусство XX–XXI веков может быть понятно не только взрослым, но и маленьким зрителям. Главное — уметь смотреть на него с детской непосредственностью. Эта нехитрая идея, ставшая основой выставки «Игра с шедеврами» Еврейского музея и центра толерантности, вряд ли вызвала бы большой интерес, если бы не была проиллюстрирована произведениями действительно первоклассными. Что, впрочем, не единственное достоинство проекта, открывшегося в Бахметьевском гараже.

Привычная выставочная зона Еврейского музея — высокий пустой зал — для «Игры с шедеврами» была превращена в подобие лабиринта, куда страдающим клаустрофобией забредать не стоит. Вместо открытого пространства здесь маленькие комнатки, переходы между которыми еще надо поискать. Охватить экспозицию единым взглядом и вовсе не возможно. Но для детей это только плюс: подавляющего обилия искусства, однообразно развешанного в ряд, здесь нет. А увлекательный квест «найди картину или скульптуру» есть. И на этом пути — немало сюрпризов.

Сначала зритель поднимается по лестнице к гравюрам Пабло Пикассо. Затем, проходя мимо скульптуры «Красное» Ива Кляйна и картины «Беспредметное» Василия Кандинского, оказывается у горки. Да-да, обычной детской горки, скатившись с которой оказываешься перед огромной работой Ансельма Кифера «Посвящение Адальберту Штифтеру». Для тех, кто побоится ехать ногами вперед навстречу миллионному холсту (который, впрочем, расположен на безопасном расстоянии от спуска), предусмотрен обход.

Налюбовавшись на абстракцию Кифера, а также соседствующие с ней квазидетские изображения зверей кисти Нико Пиросмани и Владимира Яковлева, зритель, как витязь на распутье, оказывается перед выбором, какую из двух дверей открыть и, следовательно, какие произведения увидеть раньше. Направо пойдешь — к Фрэнсису Бэкону, Рою Лихтенштейну и Альберто Джакометти попадешь. Налево — к Виктору Пивоварову, Казимиру Малевичу и Александру Бродскому.

Причем некоторые шедевры спрятаны за отдельными дверцами — к ним надо то подниматься по ручной лестнице, то наклоняться до пола, как будто ты стал Алисой, съевшей волшебный пирожок. Или просто ребенком, для которого мир искусства — не концепции и термины, а «страна чудес», куда более дружелюбная, чем традиционные галереи.

По словам кураторов (Алексея и Ики Муниповых), у нестандартного размещения картин была и практическая цель: почти все работы оказываются на уровне глаз маленьких зрителей и тем не надо забираться на плечи родителей, чтобы что-то разглядеть. Но не менее важно и ощущение открытия, которое каждый — вне зависимости от возраста — испытывает, когда в самом неожиданном месте вдруг обнаруживает «Три фигуры в поле» Малевича или, например, «Девочку у окна. Зима» Александра Дейнеки.

Ну а попав в темную каморку и встретившись с инсталляцией «Населенный пункт» Бродского — миниатюрным городом внутри аквариума, — зрители и вовсе погружаются в атмосферу рождественского волшебства. Если покрутить выступающую ручку, зазвучит мелодия, а на крошечные дома будут сыпаться бутафорские снежинки. И в этот момент даже высоколобые ценители современного искусства могут вспомнить, что в душе они все-таки дети.

Прямой эфир

Загрузка...