Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ уничтожили более 110 объектов ВСУ за неделю
Мир
Глава ФРС Пауэлл сообщил об угрозах уголовного обвинения со стороны минюста США
Мир
Reuters сообщило о призыве властей Ирана к переговорам с США по ядерной программе
Происшествия
Жители Хабаровска остались без отопления и горячей воды
Мир
На Западе сообщили о критической ситуации в сфере энергетики в Киеве
Мир
Reuters сообщило об увеличении числа погибших в Иране до 538 человек
Армия
В РФ начали разработку аналога «Ланцета» для применения в паре с «Князем Вандалом»
Мир
В парламенте Чехии потребуют отставки осудившего поставки оружия Киеву депутата
Общество
В Москве женщина получила штраф за голосовое сообщение с оскорблениями
Армия
Расчет РСЗО «Ураган» группировки войск «Центр» ударил по позициям формирований ВСУ
Мир
В США грузовик врезался в толпу митингующих в поддержку протестов в Иране
Мир
Трамп опубликовал скриншот с приписанной ему должностью главы Венесуэлы
Общество
Налоговые поступления от туротрасли Приморья выросли почти на 19%
Мир
Посол МИД Мирошник рассказал о гибели 130 мирных жителей в Селидово
Мир
В Европарламенте оценили перспективы диалога Брюсселя и Москвы
Мир
Трамп пошутил насчет обороноспособности Гренландии
Наука и техника
Отказ от курения вдвое эффективнее современной противораковой терапии

По лейденскому счету

Крупнейшее частное собрание голландской живописи XVII века впервые приехало в Москву
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

ГМИИ имени Пушкина представил свой главный проект сезона: «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». 81 произведение золотого века голландского искусства и уникальный рисунок Леонардо да Винчи впервые демонстрируются в России. Что особенно интересно, это не музейное, а частное собрание. Вслед за Пушкинским музеем выставка отправится в Эрмитаж.

Владелец коллекции, названной по городу рождения Рембрандта, — американский инвестор и филантроп Томас Каплан. С детства влюбленный в творчество автора «Блудного сына», он начал собирать живопись голландцев в 41 год и менее чем за 15 лет приобрел 250 произведений искусства, из них 14 — кисти любимого художника. В мире сейчас в частной собственности около 35 полотен Рембрандта из примерно 350 дошедших до наших дней, и больше, чем у Каплана, нет ни у одного коллекционера.

В Москву прибыли 11 картин и один рисунок Рембрандта, а также две работы его мастерской. В центре внимания — «Минерва» (1635). И мифологическим сюжетом, и золотым колоритом это полотно сближается с эрмитажной «Данаей», написанной годом позже. Еще одна аналогия, композиционно даже более близкая, — «Юдифь на пиру у Олоферна» (1634) из Музея Прадо. Во всех трех случаях моделью выступила супруга живописца Саския.

Более камерный, но не менее прелестный портрет того же периода — «Девушка в расшитой золотом накидке» (1632). Это еще не «темный» Рембрандт, а, наоборот, сияющий, даже торжественный. Застывшие капельки масла на изображении нашивки воротничка делают узор рельефным, почти осязаемым. А упрямые светлые кудряшки и легкий румянец модели передают обаяние юности.

Пожалуй, главный сюрприз рембрандтовского раздела коллекции — три части раннего аллегорического цикла 1624–1625 годов. На каждой доске — композиция из трех почти карикатурных мужских персонажей, что для художника нетипично. Одна из них — «Пациент, упавший в обморок» («Аллегория обоняния») — была обнаружена и выставлена на публичные торги совсем недавно — в 2015-м. Так что российские зрители в числе первых смогут увидеть ее вместе с другими «аллегориями».

Правда, здесь не хватает еще одной картины серии, которая хранится в лейденском музее Де Лакенхаль. Почему ее нельзя было получить на выставку? Аналогичные вопросы возникают и при знакомстве с некоторыми другими работами. Например, рядом с прекрасным «Портретом сидящей женщины со скрещенными руками» (1660) так и хочется повесить «Портрет пожилой женщины» из собрания самого ГМИИ: героини очень похожи, композиции — зеркальны.

Видимо, концепция проекта предполагала демонстрацию коллекции как таковой, без чужих «вкраплений». И это смещает фокус с произведений и художников на феномен самого собрания. А иного слова здесь не подберешь. Ведь не Рембрандтом единым: Каплану удалось заполучить, например, «Девушку за верджинелом» Яна Вермеера и «Явление ангела Агари» Карела Фабрициуса. А это еще большие редкости: работ Вермеера в мире всего 36–37 (есть споры по атрибуции по крайней мере одной из них), Фабрициуса — 16. Оба полотна могут увидеть посетители Пушкинского, и упускать шанс нельзя — в российских собраниях нет ни одного Вермеера.

Еще одна жемчужина — «Голова медведя» Леонардо. И пусть это лишь крохотный рисунок — со спичечный коробок, атрибуция его бесспорна, а мастерство гения — очевидно. Исследователи усматривают связь этюда со знаменитой картиной «Дама с горностаем»: мордочки обоих животных повернуты одинаково.

На фоне таких раритетов даже шедевры Франса Халса, Яна Ливенса, Фердинанда Бола и других голландских мастеров уже не так поражают, хотя каждая из этих картин могла бы стать украшением любого музея.

В конечном счете само собрание Томаса Каплана воспринимается как произведение искусства и становится удивительным примером того, как в XXI веке можно сформировать коллекцию классики высочайшего уровня, имея вкус, удачу, азарт, знания и, конечно, широчайшие финансовые возможности.

Читайте также
Прямой эфир