Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Происшествия
Военный корреспондент «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Общество
Семен Еремин погиб в зоне СВО при подготовке репортажа
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Байден назвал нынешнюю Республиканскую партию «котом другой породы»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Происшествия
Силы ПВО сбили три беспилотника над Белгородской областью
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Дамаск надеется, что по итогам предстоящих переговоров астанинской тройки 14 февраля в Сочи Идлибская зона деэскалации перейдет под контроль сирийского правительства. Об этом «Известиям» заявили в международном комитете парламента САР. Член Совфеда Алексей Пушков подтвердил «Известиям», что технически передача провинции официальным властям возможна, но для этого нужно добиться мирного соглашения с боевиками. Опрошенные «Известиями» эксперты пояснили, что будущее идлибской зоны наряду с формированием конституции и созданием турецкого пояса безопасности на северо-востоке Сирии станет ключевой темой сочинской встречи. Но предугадать, каким будет решение этих трех вопросов, пока не представляется возможным — слишком многое зависит от того, насколько успешными будут переговоры.

Верните земли

В Сирии ожидают, что переговоры российского, турецкого и иранского президентов завершатся соглашением о переходе Идлиба под флаг правительственной армии. Об этом «Известиям» сообщил председатель международного комитета сирийского парламента Бутрус Маржан.

— Это не вопрос политической плоскости, это вопрос, касающийся напрямую суверенитета Сирии. Есть большая разница между этими словами, несмотря на их схожесть, — заявил парламентарий.

Общий вид на деревню Атме, в которой расположен крупнейший лагерь для сирийских беженцев, в провинции Идлиб, Сирия

Общий вид на деревню Атме, в которой расположен крупнейший лагерь для сирийских беженцев, в провинции Идлиб, Сирия

Фото: Global Look Press/Anas ALkharboutli

На арабском языке слова «сияси» (политический) и «сияди» (суверенный) отличаются всего на одну букву. Бутрус Маржан также рассказал, что запуск конституционного комитета в данный момент пробуксовывает, и видит в этом прямое вмешательство стран Запада и оппозиции. Переговоры астанинской тройки, по мнению политика, могут ускорить этот процесс.

— Никаких новостей по поводу комитета у нас нет. Правительство САР в назначенный срок предоставило список своих представителей. О том, когда же будет запущена работа комитета, следует спрашивать ООН и другую сторону (имеется в виду умеренная оппозиция. — «Известия»), — отметил Бутрус Маржан.

Аналогичную точку зрения разделяют и в Совете Федерации РФ. Глава комиссии Совфеда по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков заявил «Известиям»: страны Запада не хотят мириться с тем, что инициатива и определяющее влияние в решении будущего Сирии находится в руках России, Ирана и Турции.

На Западе создание конституционного комитета рассматривают как продолжение политического усиления России и фактически как свое поражение, — пояснил сенатор.

Он признал, что западные страны могут если и не сорвать, то серьезно усложнить работу будущего совета.

— Они могут постараться еще сильнее раздробить оппозицию, которая и так разделена между арабским миром и Европой, тем самым сохраняя ситуацию неопределенности, — добавил Алексей Пушков.

Политик также согласился, что вопрос возвращения Идлиба в состав сирийского государства — ключевой для будущего страны. Не может быть единого государства при сохранении очага антиправительственной активности, отметил сенатор. Он подчеркнул, что в Идлибе сейчас находится от 30 тыс. до 60 тыс. боевиков и, как показывает опыт Мосула и Алеппо, справиться с такой организацией непросто.

Глава комиссии Совфеда по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков

Глава комиссии Совфеда по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— В Идлибе проживает 2,5 млн человек, задача по передаче контроля над территорией будет исключительно сложная. Технически такая передача возможна. Но только при условии, что боевики согласятся на мирные переговоры, — заключил Алексей Пушков.

Парламентарий также отметил, что в регионе по-прежнему велико влияние Турции, у которой есть определенное воздействие на боевиков-суннитов. Исходя из этого, говорить о том, что сочинские переговоры оправдают надежды сирийских парламентариев и приведут к возвращению Идлибского района под контроль Дамаска, пока рано.

Три большие разницы

Как отметил в беседе с «Известиями» научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин, предстоящая встреча в астанинском формате станет одной из наиболее важных для политического урегулирования в Сирии. Причем для каждой из трех сторон.

Турецкий политолог, профессор университета Кахраманмараш (Турция) Тогрул Исмаил рассказал «Известиям», что Анкара на предстоящих переговорах будет отстаивать два пункта сирийской повестки: создание пояса безопасности на северо-востоке САР и сохранение статус-кво в Идлибе.

— Турция будет настаивать на том же, на чем и раньше, — против военных операций России и сирийской правительственной армии в Идлибе и против нового потока беженцев из региона, — пояснил политолог.

Он напомнил, что на этой неделе министр обороны РФ Сергей Шойгу побывал с визитом в Анкаре, где провел переговоры с турецким коллегой Хулуси Акаром. Стороны достигли определенного взаимопонимания по зоне деэскалации, отметил эксперт.

Глава российского силового ведомства в ходе встречи заявил, что военные эксперты двух стран в период с 31 января по 2 февраля провели большую работу по согласованию наиболее значимых вопросов. В первую очередь — по дальнейшей стабилизации обстановки в Идлибе и на восточном берегу Евфрата.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу (справа) во время встречи в Анкаре с министром обороны Турции Хулуси Акаром

Министр обороны РФ Сергей Шойгу (справа) во время встречи в Анкаре с министром обороны Турции Хулуси Акаром

Фото: РИА Новости/Вадим Савицкий

Основным же камнем преткновения на трехсторонней встрече политолог считает отношение к Башару Асаду.

— Российская сторона поддерживает правительство в Дамаске, турецкое руководство не очень активно на это идет, не дает добро на какие-либо переговоры с Асадом, — заявил политолог. — Такое же противоречие есть по тематике Идлиба — российская сторона считает, что Турция не справляется, а турецкая хочет, чтобы Россия не вмешивалась военными действиями в этот регион. Третий спорный пункт — Манбидж. Мы видим, что сирийский лидер пытается вести переговоры с курдскими группировками, и этот вопрос вызывает у турецкой стороны беспокойство.

Как заявил «Известиям» эксперт российского института стратегических исследований Владимир Фитин, еще одна тема, которую могут обсудить три лидера, — это ракетные удары Израиля по территории Сирии.

— Поскольку контакты с израильской стороной по данной теме имеет только Россия, остальные два участника переговоров могут только апеллировать к Москве и просить как-то повлиять на израильтян, чтобы они перестали осуществлять налеты, — поделился эксперт.

Этот вопрос становится еще более актуальным, учитывая, что через неделю после завершения сочинских переговоров, 21 февраля Владимир Путин встретится с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху.

Нынешние переговоры между президентами России, Турции и Ирана станут уже четвертыми по счету. В последний раз три лидера встречались в сентябре прошлого года в Тегеране.

 

Прямой эфир