Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Сочи ожидаются смерчи и волны высотой до 3 м
Мир
Польские фермеры заблокировали КПП на границе с Украиной
Армия
Армия России нанесла удары по военным аэродромам на Украине
Мир
В США призвали к импичменту Байдена после удара Россией «Орешником» по Украине
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Армия
Общие потери ВСУ в Курской области превысили 35 тыс. человек
Мир
Захарова отметила ключевую роль Великобритании в гибридной войне против РФ
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Мир
Овечкин впервые появился на публике после травмы и посетил матч НБА
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Общество
На Запорожской АЭС заработала отключенная линия энергоснабжения «Днепровская»
Мир
На границе Украины поймали заплативших по $10 тыс. за переправку в Венгрию уклонистов
Мир
В нескольких республиках СНГ произошли землетрясения
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Венесуэльский кризис после ультиматума, выдвинутого президенту Николасу Мадуро, перешел на новый, еще более опасный уровень. В выступлениях оппозиции в латиноамериканской стране, которые заставили пошатнуться режим в Каракасе, явно просматривается направляющая рука США. Попытка госпереворота в Венесуэле — лишь один из множества случаев того, как Белый дом, говоря о защите демократии или предотвращении геноцида, беззастенчиво вмешивается в дела других стран. География путчей с американской поддержкой широка — от Украины до Лаоса и от Гренады до Вьетнама. «Известия» вспомнили несколько наиболее масштабных примеров того, как Вашингтон бьется за «вечные ценности» за рубежом, преследуя прежде всего свои интересы.

Системная борьба

По понятным причинам в новейшей истории большинство случаев вмешательства Соединенных Штатов в политическое устройство других государств пришлось на период холодной войны с Советским Союзом. Идеологические противники на международной арене, стараясь укрепить свои геополитические позиции, регулярно пытались поставить «свое» правительство в той или иной стране. Поскольку в Европе по итогам Второй мировой войны состав участников противоборствующих сторон в целом определился, ареной действий и СССР, и США становились обычно государства Азии, Африки и Южной Америки.

Политические мотивы, которыми в своих действиях прикрывалась американская администрация, зачастую тесно переплетались с экономическими интересами Соединенных Штатов. Стремление получить контроль над транспортными коридорами, природными ископаемыми, прежде всего нефтью и газом, маскировалось под желание не допустить исламизации государств Ближнего Востока или прекратить распространение коммунистических идей в Азии и Латинской Америке.

Сдерживающие механизмы, такие как ООН, например, далеко не всегда оказывались эффективным барьером для попыток Белого дома перекроить политическую карту мира.

Операция «Аякс»

В начале 1950-х США и Великобритания решили, что более не желают мириться с национализацией нефтяной отрасли Ирана, запущенной демократически избранным премьер-министром Мохаммедом Мосаддыком. В такой ситуации Англо-иранская нефтяная компания (АИНК), действующая по концессии, лишалась многомиллионных прибылей. Кроме того, Запад был обеспокоен и возможностью дальнейшего расширения сотрудничества Тегерана с Москвой — Советский Союз помогал Ирану, находящемуся под экономической блокадой, той же нефтью

Британские идеи о госперевороте в Иране поддержали республиканская администрация США — главными действующими лицами выступали директор ЦРУ Аллен Даллес и его брат Джон Фостер Даллес, глава Госдепартамента. Непосредственным планированием операции, получившей название «Аякс», занимался представитель еще одной влиятельной политической династии США — шеф ближневосточного управления Центрального разведуправления Кермит Рузвельт, внук 26-го президента Соединенных Штатов Теодора Рузвельта.

В итоге в 1953 году западные союзники профинансировали и организовали массовые выступления против иранского премьера, которого обвиняли в коррупции, антиисламских и антимонархических взглядах. После серии столкновений между сторонниками и противниками премьера в Тегеране сам Мосаддык был арестован, а впоследствии осужден.

Премьер-министром стал «выбранный» Лондоном и Вашингтоном генерал Фазлолла Захеди — экс-глава МВД, уволенный Мосаддыком в 1951 году. Правда, руководил кабинетом он недолго — меньше двух лет, по прошествии которых фактически был изгнан из страны шахом, ставшим союзником США в регионе. Зато британская АИНК (впоследствии превратившаяся в British Petroleum) и пять американских нефтяных компаний получили 80-процентный контроль над разработкой персидских углеводородов.

Роль ЦРУ в свержении правительства Мосаддыка официально подтвердили только в 2013 году, когда соответствующие материалы были обнародованы американским Национальным архивом в области безопасности.

Несмотря на то что участие американских спецслужб в событиях в Тегеране к этому моменту было уже практически бесспорным, в Лэнгли подтверждать причастность к перевороту по понятным причинам отказывались.

Поборолись за «Правое дело»

Еще одним знаковым случаем вмешательства в дела другого государства стала американская операция в Панаме в 1989 году. Тут речь уже не шла только о тайных действиях спецслужб и их агентов из числа местного населения — США осуществили полномасштабное вторжение, направив в Панаму порядка 26 тыс. солдат и офицеров и более сотни единиц бронетехники.

Поводом для операции, получившей название «Правое дело», стало дошедшее до крайней степени недовольство Вашингтона фактическим руководителем Панамы — Мануэлем Норьегой. Пришедший к власти после гибели диктатора Омара Торрихоса в авиакатастрофе (есть версии, что ее подстроил сам Норьега), он раздражал американцев прежде всего неуступчивостью в вопросе использования Панамского канала — контроль над важнейшей транспортной артерией с 1999 года должен был перейти от США к самой Панаме, а попытки Вашингтона добиться пересмотра этого соглашения Норьега отвергал.

Кроме того, разочаровавшись в по сути навязанной Соединенными Штатами через МВФ экономической политике, он решил найти новых друзей — в том числе среди стран Латинской Америки, включая Никарагуа (там, кстати, борьба так называемых контрас с правительством Даниэля Ортеги тоже шла при активной поддержке США). В итоге американские суды объявили Норьегу военным преступником, а президент Рональд Рейган под соусом борьбы с наркотрафиком (а панамский диктатор и впрямь активно участвовал в этом бизнесе, помогая, в частности, колумбийским наркобаронам), защиты демократии, обеспечении безопасности американских граждан и охраны Панамского канала в декабре 1989 года начал операцию «Правое дело».

После нескольких дней боев, в которых погибли сотни людей, Норьега укрылся в посольстве Ватикана. Выкурить его оттуда помогла… музыка: американцы установили около дипмиссии мощные аудиосистемы и на полную катушку врубили хеви-метал. Через три дня генерал не выдержал прессинга и сдался. Впоследствии его вывезли во Флориду и осудили на 30 лет. Умер он в мае 2017-го в заключении.

Президентом после свержения Норьеги стал оппозиционный политик Гильермо Эндара — его привели к присяге на американской военной базе. Правил он до 1994 года — несмотря на заявления США об успехе «Правого дела», экономика Панамы буксовала, а главу государства поддерживало лишь 12% населения. Канал, из-за которого во многом и была проведена военная операция, в конце 1999 года всё же отошел Панаме.

«Двойка» для Ирака

В некоторые страны Соединенные Штаты вторгались по нескольку раз. Один из самых знаменитых примеров — Ирак, где Вашингтон в конце прошлого и начале нынешнего века провел две масштабных силовых акции. Поводом для первой операции — «Буря в пустыне» — стало вторжение Ирака в Кувейт: в Багдаде посчитали своей территорию соседнего государства, а к тому же обвиняли Эль-Кувейт в краже углеводородов (для этого нефтяники использовали наклонные скважины, технология бурения которых, кстати, была предоставлена как раз американцами).

В январе 1991 года президент Джордж Буш – старший объявил о начале операции. После ударов с воздуха и ракетных обстрелов была проведена наземная операция. Численность только американского контингента составляла более 420 тыс. человек, что позволило Вашингтону и союзникам в считаные дни разгромить войска Саддама Хусейна.

В военном плане победа США была безоговорочной, и успешное завершение операции в Ираке стало одним из знаковых достижений Буша-старшего, скончавшегося 30 ноября прошлого года. Собственно, и повод для вторжения можно было считать достаточно обоснованным: Совбез ООН дал Багдаду полтора месяца на вывод войск из Кувейта, однако этот ультиматум Ирак не выполнил.

Гораздо более спорными можно считать итоги другой кампании США в Ираке, которая началась в 2003-м, уже во время президентства Джорджа Буша – младшего. Поводом для начала военных действий стало якобы осуществлявшаяся режимом Хусейна программа производства оружия массового уничтожения.

В феврале госсекретарь Колин Пауэлл на заседании СБ ООН, доказывая необходимость принятия силовых мер против Багдада, даже демонстрировал пробирку, в которой якобы содержались захваченные в Ираке споры сибирской язвы. Впрочем, уже на следующий год он признал, что обнародованные им данные об ОМУ в Ираке основывались на неверных и даже сфальсифицированных сведениях.

Однако к этому моменту США с не столь многочисленными на этот раз союзниками уже вошли в Ирак — вошли, чтобы остаться надолго. После активной фазы кампании американским военным в течение нескольких лет пришлось отражать нападения участников партизанской войны, а по имиджу Буша, который еще 1 мая 2003 года победно заявил о том, что «миссия выполнена», дополнительный удар нанесли многочисленные скандалы, связанные с издевательствами американских военных над взятыми в плен боевиками и баасистами.

Ключевым итогом операции «Иракская свобода», которая для Соединенных Штатов затянулась на годы, можно считать поимку и казнь самого Саддама Хусейна. Высказывались даже предположения, что Буш-младший начал конфликт из соображений мести иракскому лидеру, который планировал убийство Буша-старшего.

Без Хусейна, однако, страна оказалась ввергнута в пучину гражданской войны между суннитами и шиитами, а США, помимо потерь среди военного контингента и колоссальных финансовых затрат, лишь укрепили свою славу как мирового жандарма, который для достижения своих целей не жалеет никаких средств.

«Американское мессианство»

Весной прошлого года российское посольство в Вашингтоне в посте на Facebook привело данные американского исследователя из университета Карнеги-Меллона, согласно которым только с окончания Второй мировой войны по 2000 год США не менее 80 раз вмешивались в выборы в 45 странах мира — и это «без учета организации военных переворотов и «цветных» революций».

Счет локальных и региональных конфликтов за тот же период и время с начала XXI века, в которых поучаствовал Вашингтон, тоже идет на десятки — американский портал AlterNet насчитал около 80 таких случаев, начиная с 1953 года.

Готовность США вмешаться, в том числе руками военных или спецслужб, действующих под дипломатическим прикрытием, почти в любой спор, хорошо иллюстрирует придуманный на эту тему анекдот: «Почему никогда не бывает переворотов в Вашингтоне? — Потому что там нет американского посольства».

AlterNet также отмечает, что «в историческом масштабе примерно половина всех переворотов, устроенных Соединенными Штатами, проваливалась, а успех никогда не был гарантирован». «Однако при неудачных путчах американцы нечасто гибли или оказывались в беде, — пишет портал. — Такая доля всегда уготована людям страны, где этот переворот совершается и которые расплачиваются, сталкиваясь с насилием, хаосом, бедностью и нестабильностью».

Политолог, декан факультета политики и международных отношений Сибирского института управления (филиала РАНХиГС при президенте РФ) Сергей Козлов полагает, что готовность США влезть в любые «разборки» — особенность менталитета.

«И для американских элит, и для простых американцев свойственно представление о некой особой роли США, эдакое американское мессианство, — отметил он в беседе с Радио Sputnik. — Именно представление о том, что Соединенные Штаты якобы имеют право вмешиваться в любые дела по всему миру и является для них оправданием для воздействия на обстановку в других странах».

 

Читайте также
Прямой эфир