Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Киеве возмутились словами премьера Грузии о риске «украинизации» страны
Мир
Глава Еврокомиссии заявила о ежегодном оттоке миллиардов из бюджета ЕС в США
Мир
Пять мест базирования боевиков в сирийской провинции Хомс были уничтожены ВКС РФ
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Общество
Мать девочки в «маске Бэтмена» из США осталась довольна работой врачей в РФ
Мир
Захарова назвала позором ПАСЕ одобрение вступления Косово в Совет Европы
Авто
Завод «Москвич» опроверг наличие обстоятельств для банкротства
Мир
В МАГАТЭ указали на игнорирование атакующими ЗАЭС призывов мирового сообщества
Мир
Маск хочет профинансировать сбор подписей в защиту свободы слова в США
Мир
Макрон заявил о единогласной поддержке ЕС усиления санкций против России
Общество
Минюст рассмотрит вопрос о включении Мошковича в список иноагентов
Мир
Белый дом опроверг заявление Байдена о съедении его дяди людоедами
Общество
Уровень воды в Тоболе в районе Кургана превысил отметку в 10 м
Мир
СМИ сообщили о неспособности ВСУ удержать позиции из-за дефицита снарядов
Общество
Тестирование на программу «Время героев» для участников СВО прошло успешно
Общество
В Орске восстановили подачу электроэнергии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

2019 год для всех интересующихся космонавтикой обещает стать очень интересным. Впереди много противостояний и запусков новых, еще никогда не стартовавших кораблей. Причем больше всего интересных событий в этом году будет связано не с космическими лидерами, а с частными компаниями. Еще несколько лет назад такое вряд ли можно было представить. К чему это приведет в будущем, пока непонятно, но ясно одно — мы находимся на развилке. Уже совсем скоро космонавтика может серьезно измениться. Проекты, задумки и планы оценили «Известия».

Замена на поле

Вот уже пятый год в рамках подпрограммы Commercial Crew Transportation Capability (CCtCap) две американские частные компании изо всех сил стараются вернуть Соединенным Штатам Америки возможность самостоятельно возить астронавтов в космос. В 2019 году мы увидим финал этого противостояния. Кто же все-таки окажется первым — Starliner от Boeing или Crew Dragon от SpaceX.

Да, вполне возможно, что NASA распределит заказы между двумя компаниями поровну, вне зависимости от того, кто вырвется вперед. Но то, что лидера запомнят, это точно. Вот и несутся изо всех сил две компании, создавая пилотируемый космический корабль, чтобы иметь возможную замену российскому «Союзу».

Boeing CST-100 Starliner

Художественная концепция космического корабля Boeing CST-100 Starliner

Фото: commons.wikimedia.org/NASA

В настоящее время на полкорпуса впереди SpaceX. Первый беспилотный запуск пилотируемого Dragon стоял в планах на середину января, но был перенесен, в том числе из-за проблем в американском правительстве. Тем не менее, скорее всего, в ближайшие дни он состоится. Boeing же планирует старт своего корабля в марте 2019 года. Если беспилотные пуски пройдут нормально, то, скорее всего, уже до конца года США вновь обретут независимость в вопросе пилотируемых полетов.

И тогда Россию, монополиста в настоящее время, ждут длинные и трудные переговоры. Не секрет, что американские деньги за доставку космонавтов на Международную космическую станцию — это достаточно важная статья в бюджете «Роскосмоса». После того как американцы смогут летать самостоятельно, придется передоговариваться заново и, скорее всего, на паритетных началах.

Поэтому следим за гонкой и готовимся к тому, что дерзкий космический новичок SpaceX обгонит маститый Boeing, имеющий колоссальный опыт в создании космических кораблей.

Победитель забирает всё

В 2019 году полным ходом должны стартовать два проекта, способных серьезно поменять не только расклад по освоению космоса, но и общемировой рынок связи: Starlink от SpaceX и британский OneWeb от конгломерата крупных западных компаний. Оба проекта сильно отличаются технологически, но имеют сходные цели — обеспечение широкополосного доступа в интернет по всему миру.

Проекты были заявлены уже четыре года назад, но только сейчас подошли к этапу первичного размещения космических аппаратов на своих орбитах и проверки работоспособности. У OneWeb спутников меньше, базовый объем группировки — 672 аппарата плюс оборудование на Земле. Основным оператором по выводу спутников в космос должен стать «Роскосмос», контракты уже заключены.

SpaceX

Совокупное число запускаемых в рамках проекта спутников SpaceX составит 4425, что призвано обеспечить бесперебойным и беспроблемным доступом в интернет

Фото: fainaidea.com

Однако в настоящее время проект забуксовал, и не в последнюю очередь причиной этому стала позиция российских спецслужб — они не намерены давать разрешение на работу по созданию на территории России доступа в интернет, который не смогут в полной мере контролировать. Пока идут переговоры, время уходит. Предполагалось, что за 2019 год может состояться более десяти запусков. Как сложится в реальности — не знает никто.

Компании SpaceX проще, она будет забрасывать космические аппараты на орбиту самостоятельно и гораздо меньше зависит от внешних факторов. Тут может стать главной проблемой внутренняя слабость компании и недостаток средств и возможностей для осуществления сразу всех заявленных проектов.

Несмотря на прошлый, достаточно успешный в финансовом плане год, совсем недавно стало известно, что в ближайшее время компания SpaceX планирует уволить практически десятую часть от своего и так не слишком большого количества сотрудников. При этом предлагаемые объяснения достаточно мутные, руководство уверяет, что это требуется для «повышения эффективности», а что стоит за увольнениями на самом деле, не знает пока никто.

В данной ситуации именно первая компания, продемонстрировавшая полноценную работу спутникового интернета по всему миру, может забрать себе все «призы» и стать де-факто стандартом «космического интернета». Второму будет уже гораздо сложнее убедить пользователей по всему миру выбрать именно его. Кто поведет в этой гонке, станет понятнее уже к концу 2019 года.

Кроме прочего, уже в ближайшие месяцы в компании SpaceX планируется начать тестовые испытания Starhopper. Это макет головной части будущей ракеты-носителя Big Falcon Rocket, имеющий нехарактерную для современной космонавтики архитектуру, в которой вторая ступень и космический корабль объединены в единое целое. Макет Starhopper оснащен тремя двигателями Raptor и будет совершать атмосферные «прыжки» с последующей мягкой посадкой на свои двигатели.

По совокупности показателей

С одной стороны, «Роскосмос» уже успел поделиться планами совершить за 2019 год аж 45 запусков (среди которых реальных космических, правда, всего 32), с другой стороны, в отрасли накопилось множество проблем, решения которых пока не видно. Новой управленческой команде во главе с Дмитрием Рогозиным нужно будет показать, что они способны решать сложные задачи. Объяснять переносы и проблемы «тяжелым прошлым», оставшимся от Игоря Комарова, уже не получится.

Для начала нужно будет разобраться с пилотируемыми запусками. Как и на каких условиях Россия будет сотрудничать с США. И серьезных аргументов в пользу российской космонавтики пока не видно. К сожалению, мы пока не знаем решения американо-российской комиссии по назначению экипажей и дат экспедиций на 2019 год, программа полетов на МКС тоже пока не опубликована, а на официальном сайте NASA пугающе заявлена лишь одна экспедиция.

Орбитальный телескоп «Спектр-РГ»

Орбитальный телескоп «Спектр-РГ»

Фото: commons.wikimedia.org

1–3 апреля 2019 года Россия совместно с Германией запустят совместный проект — орбитальный телескоп «Спектр-РГ», который будет искать источники рентгеновского излучения, такие как черные дыры, нейтронные звезды и другие космические объекты. Телескоп будет доставлен на орбиту вокруг точки Лагранжа L2 (системы Земля–Луна) — это точка, удаленная от обратной стороны Луны. С учетом того что несколько дней назад была потеряна связь с предыдущим российским космическим радиотелескопом «Спектр-Р» (он пока работает, но восстановить связь не получается), этот проект становится жизненно важным для российской науки.

Что хуже, обещанный на конец 2019 года запуск российского многофункционального лабораторного модуля «Наука» плавно перешел на 2020 год, как сообщил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Хуже всего, что даже если он будет запущен в начале 2020 года, как заявлено, то на его полноценную работу останется совсем мало времени. Ее можно будет реализовать лишь после доставки энергетического модуля в 2022 году. Напомним, что пока работа МКС предполагается до 2024 года, что будет дальше — неизвестно.

Скорый путь в лидеры

Не собирается снижать набранной скорости космическая отрасль Китая. Показав лидерский результат по количеству запусков в 2018-м, Китай обещает в 2019 году вывести ряд интересных аппаратов, среди которых многоразовый пилотируемый космический корабль для доставки экипажа на будущую Китайскую космическую станцию (ККС). Тестовый беспилотный запуск должен состояться уже к середине года.

А к концу года Китай запустит очередную космическую миссию по изучению Луны «Чанъэ-5». На этот раз спускаемый аппарат должен будет мягко приземлиться на поверхность Луны в районе горы Рюмкера. Аппарату предстоит пробурить реголит и собрать 2 кг лунного грунта, а затем доставить его на Землю. После успешного завершения экспедиции Китай может приступить к началу программы по пилотируемому покорению Луны.

Отдельно стоит отметить возможность возвращения на рынок запусков «Морского старта». Владеющая им в настоящее время российская частная компания S7 Space планирует совершить первый запуск ракеты-носителя «Зенит» в декабре 2019 года. Что интереснее, ракета эта будет собрана из российских и украинских «пакетов» на территории США. По другому нельзя из-за натянутых взаимоотношений между двумя странами. Скорее всего, запуск будет произведен без полезной нагрузки или с серьезным дисконтом, так как «Морской старт» будет тестироваться впервые после длительного периода консервации.

Европейское же космическое агентство порадует любителей космонавтики осенью, когда планируется запуск небольшого космического телескопа Cheops, предназначенного для поиска и определения экзопланет. С другой стороны, понимание, насколько часто во Вселенной встречаются планеты, на которых теоретически может существовать жизнь, очень и очень важно.

Смещение акцента

Вот и пришло то время, когда общепризнанные мировые лидеры — государственные космические корпорации США и России — уже не являются главными поставщиками мировых космических новостей. Мировая космонавтика в 2019 году будет гораздо интереснее в частном секторе и у Китая, который, похоже, решил показать всему миру свои возможности. Тем любопытнее, чем на этот вызов ответят NASA и «Роскосмос».

 

Прямой эфир