Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Стыд и храм: чем занимались на досуге тамплиеры
2018-12-22 00:38:14">
2018-12-22 00:38:14
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Орден тамплиеров, наверное, сегодня не столь популярен среди любителей конспирологии, как масоны или рептилоиды, но зато их вспоминают чаще, чем иллюминатов. Их реальная история не менее увлекательна. Литературный критик Константин Мильчин представляет специально для «Известий» книгу недели.

Дэн Джонс

Тамплиеры: Рождение и гибель великого ордена

М. : Альпина нон-фикшн, 2019 Пер. с англ. Натальи Нарциссовой

В начале XII века французский рыцарь Гуго де Пейн и восемь его товарищей учреждают орден рыцарей Христа. Первоначальные цели достаточно скромные — защита паломников, которые прибывают в Святую землю, чтобы посетить священные для христиан места. Недавно закончился Первый крестовый поход, после чудовищной резни в Палестине основано несколько христианских государств, но там всё равно неспокойно. Новый рыцарский орден должен навести порядок. Их штаб-квартирой становится мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме, они получают поддержку от христианских государей из разных частей Европы, орден становится, с одной стороны, очень богатым, с другой стороны, очень успешным в военном плане. Образуется зонтичная организация, которая собирает деньги и добровольцев по всему континенту и отправляет и первых, и вторых воевать за веру. Ничего не напоминает?

Даниэль Джонс - английский писатель, историк, телеведущий и журналист

Дэн Джонс — английский писатель, историк, телеведущий и журналист

Фото: commons.wikimedia.org/Dan Jones

Тамплиеры сражаются лучше других рыцарей, тамплиеры дисциплинированы и прекрасно обучены. Второй крестовый поход был близок к полному краху, но благодаря тамплиерам европейское войско уцелело. Крепости тамплиеров сдерживают контрнаступление мусульманских правителей в Палестине. Ответные набеги наносят арабам и туркам серьезный урон. Как военную силу тамплиеров практически полностью уничтожил Саладин, но потом орден возродил Ричард Львиное Сердце. Но еще больше тамплиеры преуспели в Европе, где стали крупной финансовой организацией. Из братьев-рыцарей, живущих в бедности и думающих только о сражениях, они превратились в, говоря современным языком, транснациональную корпорацию, которая была влиятельнее и богаче многих королей. Конец немного очевиден: на их пути стал кроль Франции Филипп IV, который уничтожил орден, казнил братьев и прибрал к рукам их богатство.

Вот вроде бы и всё, но дальше начинается самое интересное, а именно детали. Отдельно стоит отметить структуру этой книги. Каждая глава начинается с появления нового героя, необязательно тамплиера, но обязательно с ними связанного. Вот паломник прибывает в Святую землю, мы узнаем, как был опасен этот путь и как, собственно, возникла сама идея ордена. Или как взошел на престол очередной иерусалимский король. Или с бегства сына визиря Египта Нур ад-Дина из Каира в Палестину. Он попытается скрыться у тамплиеров, будет даже готов принять христианство. «Тамплиеры не были миссионерами. Они могли быть воинами Господа, но цель их заключалась не в том, чтобы приводить врагов в любящие объятия Христа, а в том, чтобы сражаться с ними и убивать их». Тамплиеры были врагами мусульман, но странным образом они умели и сосуществовать с соседями. Например, сирийский поэт и дипломат ибн Мункыз считал тамплиеров «друзьями, хотя они были людьми другой веры. Ибн Мункыз писал, что всякий раз, когда он посещал мечеть Аль-Акса, рыцари обязательно покидали свою церковь, чтобы он мог вознести молитву, обратившись лицом к Мекке. Надо сказать, этот факт он отметил в контексте рассказа, иллюстрирующего глупость, варварство и грубость других франков, — христиан-нетамплиеров ибн Мункыз не мог упоминать без проклятий.

Один из замков тамплиеров находился рядом с твердыней столь же легендарных ассасинов «горного старца» Хасана ас-Сабаха. Казалось бы — эти организации должны были между собой враждовать. Но на самом деле между ними установились неплохие отношения: ассасины убивали в основном своих же мусульманских правителей, а убивать вождей тамплиеров было бесполезно, потому что те сразу же выбирали нового. В конце концов стороны установили что-то вроде перемирия. «Каждый год ассасины выплачивали тамплиерам 2 тыс. золотых безантов за то, чтобы те оставили их в покое». Тамплиеры охотно брали деньги. Ведь их главная цель — охранять паломников, поддерживать порядок в святых местах и увеличивать мощь ордена. Войны они были отчаянные. Саладин истребил их именно потому, что из всех христианских воинов именно тамплиеры нанесли ему несколько обидных поражений. Но отчаянно воевала лишь та небольшая часть ордена, что находилась на Ближнем Востоке. Тамплиеры в глубоком европейском тылу ни в чем себе не отказывали. «Нигде, кроме Иерусалима, они не живут в бедности» — писал о них один современник. Богатство ордена сделало его известным, оно же его и погубило.

Впрочем, ценность этой книги в том, что автор останавливается на реальных событиях трагической гибели ордена, а не продолжает, как многие менее серьезные описатели тамплиерской истории, фантазировать. Жак де Моле, верховный магистр, может быть, и был отмщен в 1789-м (легенда гласит, что на эшафот Людовика XVI после казни короля вскочил неизвестный, воскликнувший об отмщении последнего магистра рыцарей Храма), но сам он точно ничего такого не планировал. Не злоупотребляет Джонс и сочными подробностями тамплиерского досуга (как о том шептались современники в пору могущества ордена и рассказывали королевским судьям под пыткой сами рыцари); хотя и без пресловутого Бафомета и противоестественных связей всё же не обошлось. Впрочем, любителям альтернативной истории и средневековой «клубнички» лучше сразу взяться за другого Дэна — который Браун.