Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Спорт
Боец Фомичев назвал скорость ключом к сильному удару
Экономика
ФПК презентовала обновленный поезд «Жемчужина Кавказа» с вагоном-спа
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Армия
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Культура
Утерянную незаконченную работу Климта продали на аукционе в Вене за €30 млн
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
Директор «Кукрыниксов» поддержал идею об установке камер возле могилы Горшенёва
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Главным героем романа писатели обычно делают, простите за тавтологию, героя — даже если он толст и неуклюж, как Пьер Безухов, или ростом с большую собаку, как Фродо Бэггинс, всё равно он наверняка прекрасен душой, отважен и готов грудью встать на пути несправедливости. В романах сатирических, впрочем, героем может стать и прекрасный (во всех смыслах) неудачник, вроде Остапа Бендера, — но именно что прекрасный. Однако есть в писательском цехе и смельчаки, рискующие выводить на своих страницах совсем уж никудышных людей — и находить при этом в них известные достоинства. Британец Тибор Фишер выбрал себе именно такого героя — литературный критик представляет книгу недели специально для «Известий».

Тибор Фишер

Как править миром

М.: Эксмо, 2018. ; Пер. с англ. Т. Покидаевой

Главному герою этой книги однажды вручили «Оскара». Самого настоящего. Он стоял на сцене со знаменитой статуэткой, а ему аплодировали из зала. Хлопки были, правда, хлипкие, да и радовались всего шесть человек. Больше зрителей в зале не было, дело был на генеральной репетиции, и его попросили помочь. Еще он однажды выжил при взрыве машины в Ираке. Начиненную взрывчаткой легковушку поставили прямо рядом с кафе, где он сидел. Но тут произошло непредвиденное: машину угнали, вокруг трупы и разрушения, а наш герой цел. Еще он однажды снял неплохой фильм о надувных замках. Ну знаете, такие в парках стоят, в них дети прыгают. И некоторые пьяные взрослые. Это вершина его карьеры телевизионщика. Правда, есть и те, кто считает, что его главным произведением стал фильм о мужике, который засовывал себе в ухо ложку. В любом случае на этом везение героя явно закончилось, он сам так считает. Был еще эпизод в молодости, когда он год жил в Перу и работал в музее куратором. Хорошая была работа — он отдавал 70% заработка директору, но зато на работу ходить было не нужно, а преподавание английского в свободное время (а свободным было всё время) позволяло жить безбедно. Наверное, запас везения нужно было расходовать более осмотрительно. Но оно явно закончилось. Герой — неудачник.

Писатель Тибор Фишер

Писатель Тибор Фишер

Фото: Getty Images/ Jeremy Sutton-Hibbert

Люди делятся на две категории: одни называют героя за глаза (а иногда и в глаза) толстомясой тушкой, потому что он немного полноват. Другие — Князем тьмы, потому что рядом с ним происходят всегда какие-то несчастья. Это у него на съемках происходят взрывы. Это у него на съемках всегда кому-нибудь на голову гадит птица. Это рядом с ним что-нибудь взрывается. Это его оператор всегда кого-нибудь побьет и его потом приходится вытаскивать из какой-нибудь экзотической тюрьмы. Это у него корреспонденты сходят с ума. Он — невезучий. С ним опасно.

Как-то давно на русский язык не переводили столь блистательных образцов английского мейнстрима, таких эталонов современной городской прозы. От этого романа не стоит ждать каких-то оригинальных философских концепций, свежих идей, неожиданных поворотов сюжета (хотя пара все-таки есть), необычной теории устройства Вселенной. Тут нужно просто с наслаждением ловить каждую строчку текста, упиваться желчностью повествователя и, чего греха таить, смеяться над его неудачами, надеясь, что твои личные не выглядят так комично. «У меня уже выработалась привычка: знакомясь с кем-то впервые, прикидываю про себя, как именно и когда он меня разочарует или подставит».

Второстепенные персонажи тоже комичны. Начнем с того, что большинство из них главный герой называет не их настоящими именами, а собственноручно придуманными прозвищами. Скажем оператора, отлично снимающего, но с плохим характером, он зовет Семтекс, в честь пластиковой взрывчатки. А оператора, снимающего в два раза хуже и с характером в два раза менее мерзким, — Полусемтекс. Одна из коллег, тоже мерзкая, именуется Циклоном. А начальника зовут Джо’н, с апострофом в неположенном месте, но так себя предпочитает называть сам босс, потому что он просто Джона считает для себя недостаточным. Надо ли говорить, что нашему герою начальник достался ужасный, к тому же феерически некомпетентный. Все подчиненные мечтают его убить, поджечь, покалечить, в крайнем случае распускают про него слухи. Например, что он шел устраиваться на работу охранником (или уборщиком), а самым главным боссом стал потому, что предыдущий верховный руководитель уходил из конторы и мечтал оставить ее тому, кто немедленно всё развалит. Свою борьбу с начальственной глупостью главный герой ведет, отправляя ему заявки, в которых внутри пишет «Ты всё равно ничего не поймешь, друг мой Джо’н, потому что ты тупой, как бревно, и слишком ленивый, чтобы дочитать до этого места, бестолочь и невежда с большими претензиями, феноменально везучее, самодовольное одноклеточное».

Что мы имеем в этой книге на выходе, кроме сборника комичных брюзжаний, хорошо знакомых как журналистам, так и просто любым жителям крупного города в возрасте от 30 и до 60? Наверное, что даже если ты сам считаешь себя неудачником и с этим соглашаются друзья, коллеги, жена, в общем, все, кроме шаурмистки, то это совсем необязательно является истиной.

Прямой эфир