Города и взвеси: концентрация вредных частиц в Москве повысилась
В Москве на этой неделе фиксируют повышение концентрации в воздухе вредных веществ — мелкодисперсных взвешенных частиц. По данным крупных международных систем мониторинга, их максимальная концентрация достигала в последние дни 157 баллов AQI (индекс качества воздуха). Такой уровень считается опасным для всех групп населения. При этом Мосэкомониторинг не отмечает существенного превышения экологических норм. Все дело в разных нормативах чистоты в странах ЕС и России, поясняют эксперты.
Какая разница
Мелкодисперсные частицы РМ2,5 и РМ10 находятся в атмосфере в виде аэрозоля, из-за малого веса не могут осесть на землю.
— Всемирной организацией здравоохранения РМ10 и РМ2,5 отнесены к приоритетным загрязняющим веществам, — сообщили «Известиям» в пресс-службе департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы.
Данные с крупного ресурса онлайн-мониторинга индекса качества воздуха (aqicn.org) на момент написания статьи (18 декабря) показывали, что в некоторых районах Москвы концентрация частиц РМ2,5 и РМ10 составляла 89 баллов AQI (индекс качества воздуха), при этом максимальный показатель прошедших дней — 157 баллов, а минимальный — 74. Согласно нормативам AQI, до 50 баллов воздух считается чистым, до 100 баллов — умеренно загрязненным. Значения до 150 баллов считаются нездоровыми для определенных групп граждан, например страдающих респираторными заболеваниями. Загрязнения свыше 150 баллов вредны уже для всех, а свыше 300 баллов — экстремально опасны.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет среднесуточную предельно допустимую концентрацию (ПДК) частиц РМ2,5 в размере 25 мкг/м³ и среднегодовую в размере 10. Для частиц РМ10 среднесуточная норма составляет 50 мкг/м³, а среднегодовая — 20. Страны Евросоюза придерживаются схожих норм, но среднегодовые предельные концентрации этих частиц там выше: 40 мкг/м³ для РМ10 и 25 мкг/м³ для РМ2,5.
Нос, как индикатор
В России нормы не такие жесткие: среднесуточная ПДК для частиц РМ2,5 равняется 35, а РМ10 может содержаться до 60 мкг/м³.
— В пересчете на комплексный индекс AQI это примерно равно 100 баллам, отмечает муниципальный депутат Академического района и экологический активист Василий Хорошилов. — Но для оценки воздействия на организм нужна более детальная шкала, которую имеют современные индексы. Когда загрязнение подходит к критической точке, мы чувствуем проблему носом, а по нашим нормативам всё в порядке.
По данным Мосэкомониторинга, 18 декабря концентрация частиц РМ10 в столичном воздухе достигала 82, а максимальное количество частиц РМ2,5 43 мкг/м³. Это так называемые разовые концентрации, они в отличие от среднесуточных показателей, как правило, не успевают причинить серьезного вреда здоровью. Нормативы для максимальных разовых концентраций вредных частиц — 300 мкг РМ10 и 160 мкг РМ2,5.
— На концентрацию вредных веществ в воздухе сильно влияет погода. Когда сильный ветер — во всем городе хорошо. Если же погода безветренная, в отдельных местах разовая концентрация может зашкаливать, но любое дуновение ее рассеивает. Или, например, несильный ветер дует со стороны какого-нибудь производства, станция мониторинга может также показать повышение уровня, — пояснил Василий Хорошилов.
Стоп, машина
Частицы РМ2,5 — это фактически сажа, пыль, микрофрагменты асфальта и резины, минеральных солей (сульфаты, нитраты), соединения тяжелых металлов (в основном оксиды). Они получаются в результате работы некоторых производств, но часто рост их концентрации провоцируют автомобили.
Заслуженный эколог РФ Андрей Пешков именно в обилии автотранспорта видит причину повышения концентрации мелкодисперсных частиц в столичном воздухе.
— Сейчас часто Москва стоит в пробках, а длительная работа на холостых оборотах и частые разгоны-торможения дают максимальное воздействие на окружающую среду, — напомнил Андрей Пешков.
Наиболее опасны для здоровья частицы РМ2,5. В силу размера, они могут проходить сквозь большую часть защитных механизмов человеческого тела. Попадая в организм, накапливаются и со временем могут привести к значительному ухудшению состояния у тех, кто страдает легочными заболеваниями, отмечает профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии лечебного факультета МГМСУ Сергей Бабак.
— Бронхи реагируют на раздражающий агент и начинают сужаться, чтобы меньше раздражения поступало в легкие. Если это длится долгое время — может возникнуть хроническая обструктивная болезнь. Поражающие частицы вызывают узость, спазм и воспалительную реакцию, отек мелких бронхов. Появляется одышка, иногда даже в состоянии покоя, — рассказывает Сергей Бабак.
Картина мира
По данным aqicn.org, 18 декабря уровень загрязнения воздуха в Москве был схож с крупными городами мира. В Люксембурге отмечалось 55 баллов AQI, в Осло — 58, в Лондоне — 66, в Мадриде — 71, в Нью-Йорке — 82. Всё это относится к умеренному уровню загрязнения.
Значительно чище 18 декабря было в Дублине — максимальный показатель равнялся 20 баллам, в Стокгольме — 46, в Хельсинки — 50. Такое качество воздуха считается хорошим. А, например, Пекин вплотную приблизился к критическому порогу — воздух в китайской столице оценивали в 91 балл AQI.
Заслуженный эколог РФ Андрей Пешков уверен, что России стоит брать пример в решении проблемы с европейских стран.
— Чтобы снизить уровень выхлопа, нужно, во-первых, отнести мусоросжигательные заводы и другое вредное производство подальше от Москвы. Во-вторых, вернуть реальный контроль за техническим состоянием транспорта, токсичностью выхлопов. В-третьих, развивать общественный транспорт, а также его экологичные виды: велосипед, самокат, гибридные автомобили, — сказал он «Известиям».
Взглянув на мировую карту мониторинга, можно заметить, что наибольший уровень загрязнения отмечается в регионах с вредным производством и низкоэкологичным транспортом.