Какой верою отмерено: адепты нетрадиционных религий во власти Украины
Масштабный религиозный кризис на Украине приобретает всё более причудливые очертания. Пока каноническая православная церковь пытается противостоять натиску раскольников и Константинопольского патриархата, влиятельные украинцы один за другим уходят в нетрадиционное христианство, сектантство и даже язычество. Кто и во что верит в украинской власти и как это сказывается на общественных и политических процессах — разбирались «Известия».
Пастор национальной безопасности
В конце сентября центр Киева официально перекрыли для массовых мероприятий. Недоумевающим разъясняли: на Украине отмечается День благодарения. Никого из организаторов и сочувствующих не смутило, что классический День благодарения отмечается в США, в конце ноября. Год назад его праздновали в Киеве впервые и, судя по нынешнему размаху, решили сделать ежегодным.
Праздник возник не на пустом месте: его придумали украинские протестанты. А точнее баптисты, или, как они сами предпочитают себя называть, евангельские христиане. Сложностей с организацией не возникло: близкие к официальным организаторам люди отмечали, что одним из главных лоббистов нового праздника был секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов. Традиционно его роль в современной политике Украины недооценивают, забывая, что именно он на несколько месяцев в 2014 году стал исполняющим обязанности президента Украины и заодно исполнял обязанности председателя Верховной рады — беспрецедентный случай совмещения должностей. Затем Турчинов передал пост главы государства Петру Порошенко, а кресло спикера украинского парламента уступил Владимиру Гройсману. Сам в конце 2014 года занял пост секретаря СНБО и до сих пор его занимает, хотя в высших органах власти осталось не очень много политиков, пришедших на свои должности на гребне государственного переворота.
За эти годы Турчинов стал очень влиятельным чиновником. Это связывают не только с его нынешней должностью, но и с умением договариваться — можно напомнить, что долгое время он был правой рукой Юлии Тимошенко, затем ушел в политический проект Арсения Яценюка. Собственно, баптистом Турчинов стал еще в 1999 году, и в те времена это выглядело некоторой экзотикой. Однако после первого украинского майдана, в 2005 году, Турчинов займет пост главы Службы безопасности Украины, и евангельские христиане раз и навсегда перестанут считаться чем-то неожиданным в коридорах украинской власти.
И связано это с историческими и политическими корнями баптистов. Зародилось это протестантское движение в Великобритании, но окрепло уже в США: на сегодняшний день самая крупная община евангельских христиан именно там. Но дело даже не в ее величине, а в политической представленности во власти США. В Америке уже долгие годы существует лоббистская организация «Братство», членами которой в основном являются именно баптисты. По некоторым данным, в нее входят или имеют с ней связи не менее трети всех сенаторов и конгрессменов. «Братство» — организатор ежегодного Молитвенного завтрака, мероприятия, которое считают своим долгом посетить многие крупные украинские политики. Именно с подачи этой религиозной организации сенат США в 2012 году резко высказался в поддержку Юлии Тимошенко (после ее заключения в тюрьму). Нет сомнений, что партия Юлии Тимошенко задействовала тогда именно «церковный» канал для выхода на политическую элиту США. В партии Тимошенко хватает баптистов, но именно Турчинов в то время был самым высокопоставленным.
Косвенно влияние Турчинова в нынешней украинской власти подчеркивает его политическое долголетие. За годы работы в должности президента Украины Петр Порошенко сумел избавиться от всех сторонников бывшего премьера Арсения Яценюка. Кроме одного — Александра Турчинова. При этом нужно понимать, что в условиях украинской вертикали власти глава СНБО по ряду параметров не уступает премьер-министру. Помимо этого, Юлия Тимошенко — главный на сегодня претендент на победу на президентских выборах — не оставляет попыток помириться с Турчиновым. Об этом, в частности, сообщал портал «Страна.ua». По данным издания, она «встречалась в Вашингтоне с руководством Баптистской церкви в США с целью попросить их повлиять на позицию Александра Турчинова в контексте предстоящих президентских выборов».
Лучшую оценку влиятельности Александра Турчинова дали сами украинские евангельские христиане. До последнего времени церковная жизнь на Украине в основном описывалась противостоянием канонической УПЦ с раскольниками и автокефалистами (сторонниками отделения Украинской православной церкви от общерусского православия). Теперь же протестанты замахнулись на выход в первые ряды, официально заявив о создании Всеукраинского собора протестантских церквей, а координировать этот процесс поручили как раз Турчинову.
Националисты-язычники
Еще одна ветвь нетрадиционных религиозных течений — это язычники. В нее так или иначе входят большинство боевиков правого толка на Украине, они еще до майдана конфликтовали с православной церковью. Однако, как позже оказалось, причина этому совсем не воинствующий атеизм. Сегодня радикалы разделились на две основные группы. Одни превратились в боевые отряды раскольников и помогают им захватывать храмы УПЦ, в основном на Западной Украине. Другие (а таковых всё больше) — открыто проповедуют языческие верования.
Оплот язычества — так называемый добровольческий батальон «Азов», подразделение в составе национальной гвардии Украины. Там воюют язычники не только из Украины, есть также «братья по вере» из России, Белоруссии, стран Европы. Подразделение создавалось в Мариуполе в 2014 году, однако его костяк составили харьковские националисты из организации «Патриот Украины» Андрея Билецкого (сегодня — народный депутат Украины и лидер партии «Национальный корпус», в которой немало ветеранов «Азова»). Язычество же занес в батальон соратник Билецкого из Запорожья, ныне покойный заместитель начальника штаба гражданского корпуса «Азов» Ярослав Бабич. Есть и другие версии — о том, что вероисповедание этого толка занесло из России или Швеции, но язычники из этих стран появились в батальоне значительно позднее.
Уже в 2016 году «Азов» прогремел на всю страну установкой идола Перуна на своей базе в Мариуполе. С тех пор батальон не снижает накала. В 2017 году его боевики впервые провели ритуал поминовения павших. Всё как у скандинавов, а затем и у Гитлера: костры, факелы, прожекторы в небо, щиты с именами погибших, лозунги о памяти и мести. В этом году мероприятие повторили. Похоже, оно теперь стало традиционным. Сам Билецкий если и не исповедует язычество, то по крайней мере активно его культивирует, и не только у себя в батальоне. В 2017 году именно он взялся отстаивать интересы общины язычников «Родобожие», когда те обратились к властям Киева с просьбой об официальной регистрации.
Открытых язычников среди политиков пока немного. Язычницей была супруга бывшего президента Украины Виктора Ющенко — Катерина Ющенко. Она, как и ее родители, исповедует так называемую РУН-веру — неоязычество под украинским соусом. Оформилось оно в среде украинской диаспоры в США и уже оттуда в начале девяностых годов прошлого века перекочевало на Украину. Сами язычники называют среди своих сторонников многих политиков: «…Александр Емец (народный депутат нескольких созывов, в 1994–1996 годах занимал посты министра и вице-премьера в кабинете министров Украины), Григорий Омельченко (депутат рады, герой Украины) и бывший глава Национального банка Вадим Гетьман. Немало «свободовцев» тоже в рядах РУН-веры, Олег Тягнибок (лидер «Свободы») нам симпатизирует», — перечислял в 2016 году один из львовских язычников. Сами политики подтверждать это пока не спешат.
В любом случае вскоре число язычников в украинской политике вырастет, причем довольно существенно. Дело в том, что «Азов» уже имеет свое политическое крыло. Многие отслужившие в батальоне затем становятся членами «Национального корпуса». На выборах в будущем году они наверняка пройдут как минимум в областные, районные, городские и поселковые советы.
Кто во что горазд
Еще одна представленная в эшелонах украинской власти секта — это сайентологи. По некоторым данным, к ним причисляют руководство государственной компании «Укрзализныця» (управление железными дорогами страны) — отчасти по этой причине известную книгу Рона Хаббарда до недавнего времени можно было купить прямо в железнодорожных кассах, вместе с билетом. Причисляют к секте и семью бывшего премьер-министра Украины Арсения Яценюка: одним из адептов учения считается его сестра, которая живет в США.
Канонический же пример влияния религии на украинскую политику — секта «Посольство Божье». Она была основана еще в 1994 году, но известность приобрела в 2006-м, когда один из ее адептов, Леонид Черновецкий, сенсационно выиграл выборы мэра Киева. Причем выиграл при активной поддержке адептов этой секты, тогда она стала сетевой структурой по предвыборной работе (злые языки говорили о подкупе) с неимущими жителями Киева. Их голоса обеспечили кресло столичного мэра на шесть лет. Любопытная деталь: в девяностые годы прошлого столетия в «Посольство Божье» входил и Александр Турчинов — еще до того, как окончательно перешел к баптистам.
Союз протестантов и государства
Национальный день молитвы — мероприятие с таким названием проводилось в этом году в Киеве уже третий год подряд. Его инициатором в 2015 году выступил баптист из Великобритании Дэвид Хэтэуэй, к участию пригласили и представителей иных протестантских течений. Впрочем, его инициатива была не первым примером такого государственного моления. Духовный центр «Возрождение» (религиозная секта, основанная на Украине Владимиром Мунтяном в 1997 году) в 2014 году буквально возродилась из пепла. А всё потому, что именно они в 2014 году первыми додумались молиться не просто так, а за Украину. А заодно — за президента Украины Петра Порошенко и мэра Киева Виталия Кличко.
И властям это действительно на руку. Ведь Порошенко совсем не нужна медиакартинка «На Украине преследуют православную церковь и отбирают у нее храмы». Попенять на это Киеву за последние годы успели не только предстоятели православных церквей, но и ООН, ОБСЕ и даже Госдеп США. Поэтому такие мероприятия протестантов для украинской власти весьма выгодны. К тому же сам формат их проведения в центре Киева вполне понятен и объясним. Это — своего рода ответ на крестный ход за мир на Украине, организованный канонической УПЦ летом 2016 года.
Таким образом, и секты, и так называемый традиционный протестантизм для Украины не новость, всё это было уже 20–25 лет назад. Одни действительно ищут спасения в сектах на фоне перманентного экономического кризиса. Другие, справедливо рассудив, что выживать лучше в составе малых групп (криминальных или религиозных), обращаются в нетрадиционные религии с мыслью попасть в корпорацию, где свои помогают своим и тянут своих наверх. Так, по слухам, Турчинов в свое время успел перекрестить в баптистов большую часть аппарата партии Тимошенко.
При всех прошлых президентах именно православие было единственным религиозным союзником власти. Даже Ющенко во время религиозных праздников сначала ехал к раскольникам во Владимирский собор, а затем — в каноническую УПЦ в лавру. После «революции достоинства» эта монополия была нарушена, а затяжной религиозный кризис может смениться серьезным укреплением позиций протестантов и раскольников: на Украине с нетерпением ожидают автокефалии от Константинопольского патриарха, чтобы поскорее начать создание поместной церкви — то есть православной и без москалей.