Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Туризм
Названо самое популярное у россиян направление для перелетов в праздники в мае
Общество
Спасатели МЧС приступили к поисково-спасательным работам на руднике в Приамурье
Мир
FT узнала о намерении ЕС ввести пошлины на зерно из РФ и Белоруссии
Происшествия
ПВО РФ уничтожила девять снарядов РСЗО «Вампир» над Белгородской областью
Мир
СМИ объяснили уверенность КНР в стабильности РФ поздравлением Си Цзиньпина
Общество
Вертолет МЧС эвакуировал в Елизово туристов после схода лавины на Камчатке
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обрушения породы в шахте рудника в Приамурье
Армия
Моряки-подводники отмечают свой профессиональный праздник прямо на учениях
Мир
Пашинян предупредил об угрозе войны с Азербайджаном «в конце недели»
Армия
ВС РФ уничтожили базу готовивших теракты в Белгородской области наемников
Мир
Блинкен сообщил об обсуждении с Нигером действий после разрыва соглашений
Туризм
Аэропорт Сочи запросил режим «открытого неба» на три года
Авто
АвтоВАЗ выбрал логотип для новой версии Lada Largus
Экономика
В ФНС спрогнозировали рост поступления налогов в бюджетную систему РФ
Мир
Польский генерал указал на необходимость исчислять потери ВСУ в миллионах
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Чувашии 11 человек погибли при столкновении микроавтобуса с грузовиком 11 октября. Предположительно в салоне маршрутки находилось 19 человек. По данным Mash, водитель искал пассажиров через популярный сервис поиска попутчиков BlaBlaCar. Представители сервиса выступили с официальным опровержением того, что BlaBlaCar причастен к аварии. Эту информацию подтвердили в региональном МВД. 5 октября заполненная маршрутка, ехавшая из Твери во Ржев, столкнулась с автобусом. Погибли 13 человек, в том числе водитель. Вскоре выяснилось, что он вез людей незаконно — под видом заказных перевозок он осуществлял ежедневные рейсы. Всего за одну неделю 24 человека стали жертвами халатности водителей-нелегалов. Почему маршруточники  уничтожают идею карпулинга и рискуют жизнями сотен людей — в материале «Известий».

Кровавый рейс

Столкновение микроавтобуса Fiat Ducato с фурой произошло 11 октября примерно 19 часов на трассе М7. От удара маршрутка перевернулась на крышу, после столкновения от нее осталась лишь груда искореженного металла. Приехавшие на место инспекторы ГИБДД вскоре установили личность водителя. По данным правоохранителей, транспортным средством управляло физическое лицо. Водитель занимался перевозкой нелегально, возил людей из Канашей в Подмосковье.

На месте ДТП с нелегальной маршруткой в Чувашии

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Спустя час на место ДТП приехал премьер-министр республики Иван Моторин вместе с главой регионального МДВ Сергеем Неяскиным и прокурором Чувашии Василием Пословским, который поручил организовать проверку по факту случившегося.

Оба водителя остались живы. По предварительным данным, виновником ДТП стал водитель грузовика, выехавший на встречную полосу. На этом участке дороги запрещен обгон. Водитель прошел медосвидетельствование, которое подтвердило, что в тот вечер он был трезв.

«Предварительно, грузовик выехал на полосу встречного движения, возможно, из-за технической неисправности», — сообщил источник ТАСС в УМВД республики.

По факту ДТП возбуждили уголовное дело по части 5 статьи 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

Поток попуток

Представители сервиса BlaBlaCar опровергли появившуюся в СМИ информацию о том, что водитель микроавтобуса из Чувашии пользовался сервисом для поиска попутчиков.

«Мы узнали об аварии из СМИ вечером 11 октября. В срочном порядке провели внутреннее расследование, чтобы установить, действительно ли к инциденту имеет отношение наш сервис. Проверка не подтвердила эту информацию. Кроме того, мы связались с МВД по Чувашии. Там также опровергли причастность сервиса к аварии. Приносим искренние соболезнования родным и близким погибших», — сообщила «Известиям» руководитель Blablacar в России Ирина Рейдер.

Фейковый водитель-клон Евгения, скорее всего, представляет нелегальную маршрутку

Фото: скриншот сайта

По правилам сервиса водителям запрещается брать более пяти человек за одну поездку. Решение ограничить число пассажиров принято из-за многочисленных жалоб региональных автобусных перевозчиков, которые не могли конкурировать с более дешевыми маршруточниками, пересевшими на BlaBlaCar. Однако нелегальные перевозчики, как правило, пользуются сразу несколькими аккаунтами, чтобы заполнить транспортное средство нужным числом пассажиров.

Представители сервиса рассказали, что о нарушениях обычно сообщают сами пассажиры. Некоторые из них рассчитывали поехать на автомобиле, а в итоге отправились к месту назначения в забитой маршрутке и остались недовольны поездкой. Использование микроавтобуса понижает рейтинг водителя.

«Считаем, что водители, которые совершают нерегулярные карпулинговые поездки, имеют право частично компенсировать свои расходы за счет попутчиков. Профессиональные перевозчики обязаны иметь разрешительные документы на право заниматься соответствующей деятельности, платить налоги с полученной прибыли и т.д. Нарушителей наших правил мы блокируем. Также оставляем за собой право передавать информацию о нарушителях проверяющим органам», — добавила руководитель российского представительства сервиса.

Идентифицировать фальшивые аккаунты, которые маршруточники создают вместо заблокированных, будут по новой технологии машинного обучения. Кроме того, руководство сервиса приняло решение о введение платной подписки на длительные поездки по России, чтобы сделать процедуру поиска попутчиков более прозрачной и повысить качество заявок. Подписка дает некоторые гарантии, что пассажир — это реальный человек. Часто водители маршрутки, который под видом липовых пассажиров пытаются сорвать поездку конкурентов и забронировать места, на которые в итоге никто не придет. Делается это для того, чтобы наполнить собственный транспорт максимальным числом людей.

Массовый извоз

После череды крупных аварий с участием микроавтобусов депутаты в очередной раз подняли вопрос о необходимости лицензирования автобусных перевозок. В случае принятия законопроекта водителям транспортных средств вместительностью более восьми мест будет запрещено брать пассажиров, не имея соответствующих документов. Также все микроавтобусы должны будут оборудовать тахометрами, чтобы избежать перегрузок за рулем. По мнению чиновников, это позволит снизить число аварий из-за уснувших водителей.

Снова поднят вопрос о необходимости лицензирования автобусных перевозок

Фото: Depositphotos/antrey

Помимо этого, власти решили взяться и за карпулинг. Департамент транспорта Москвы предложил штрафовать водителей за оплату поездок наличными. Вместе с тем пассажиров хотят оградить от водителей с непогашенной судимостью за тяжкие преступления и тех, у кого нет российских прав.

В российском законодательстве нет определения понятия «карпулинг». Поэтому, прежде чем регулировать эту сферу, придется разобраться в формулировках, а также в принципах работы сервисов поиска попутчиков.

Среди других законодательных инициатив по регулированию отрасли перевозок физическими лицами также обсуждалась идея появления налога на совместные поездки.

Правила по регулировке работы карпулинга в правительстве начали разрабатывать в июле. С предложением внести изменения в работу отрасли обратился Министерство транспорта. Годом ранее суд Тимашевского района Краснодарского края принял решение о блокировке BlaBlaCar на всей территории страны.

Суд постановил, что при помощи сервиса «осуществляются перевозки пассажиров и багажа легковым автомобилем (такси) на коммерческой основе и не имеющим на данную деятельность разрешения». Однако суд вышестоящей инстанции отменил это решение.

По идее так быть не должно

По замыслу создателей сервиса водитель не получает коммерческой выгоды от перевозки людей и может лишь компенсировать затраты за бензин. Водитель сам волен устанавливать удобное для себя время и место отъезда, а пассажиры могут лишь подстраиваться под предложенные условия. Разумеется, ни о каком страховании в случае аварии или невыезда не может быть и речи, потому что водитель — это частное лицо.

Незаполненные учетные записи без фото созданы на скорую руку нелегальным коммерческим перевозчиком

Фото: скриншот сайта

Маршруточников определить не так уж и сложно. Они используют аккаунты с фотографиями симпатичных девушек, которые по странному стечению обстоятельств выезжают из одной точки в одно то же время и едут на одном и том же автомобиле — микроавтобусе. Но модераторы лишь блокируют те профили, на которые пассажиры успели пожаловаться. Или же производят отключение аккаунтов по ключевым словам, по которым можно распознать маршруточников. Например, название машины — Mercedes Spinter. Чтобы обойти это ограничение, достаточно допустить ошибку в названии автомобиля или же написать слово через пробел.

Львиная доля пользователей — недавно зарегистрированные водители с минимальной информацией в профиле. Для регистрации в системе не нужны ни фотографии документов, ни номер машины, ни тем более техпаспорт. Именно из-за отсутствия контроля и адекватной системы верификации водителей, маршруточникам так просто влиться в эту систему. Создать десяток фейковых аккаунтов, накручивать отзывы гораздо проще, чем регистрироваться, получать лицензию и платить налоги.

Пользоваться лицензированными автобусами или минивэнами дороже, чем доехать на BlaBlaCar.  Легальные перевозчики уже отмечают сильное падение спроса. Пользователи голосуют рублем, поэтому не стоит рассчитывать, что они станут основным рычагом контроля за нелицензированными перевозчиками.

«По самым популярным направлениям и городам число легальных рейсов ограничено. Особенно сильно увеличивается спрос в праздничные дни. У пассажиров не остается легальной возможности добраться до своего города, поэтому они пользуются данным сервисом. Пассажиру не выгодно жаловаться на маршруточников: если их выведут из системы, исчезнет и возможность добраться дешево до места назначения. Пассажиру невыгодно плевать в колодец, из которого он пьет», — рассказал в беседе с «Известиями» председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Только за минувший год сервис BlaBlaCar заблокировал свыше 20 тыс. водителей, которые оказывали услуги нелегальных перевозок. Скольким из них удалось обойти блокировку и создать новые профили, остается только догадываться.

«Если в ближайшее время не принять мер, то число нелегальных перевозчиков увеличится до четырех раз за счет водителей, которые сейчас работают легально. Потому что система забирает порядка 70% их выручки. Из-за того что эти водители не проходят медицинский и технический осмотр, растет и число аварий. Иногда у них даже нет прав нужной категории. У нас за 2018 год порядка 150 погибших в результате аварий с участием нелегальных автобусных перевозчиков, и большинство из них забронировали поездки через BlaBlaCar», — добавил Зотов.

По его словам, законодательное регулирование карпулинга никак не повлияет на проблему нелегальных перевозчиков. Вместо BlaBlaCar они начнут пользоваться другим приложением. Многие уже сейчас перешли в «Яндекс.Автобусы». 

«Бороться с нелегалами нужно во время регулярных рейдов надзорных органов в места массового скопления пассажиров. Автобусы, которые набирают пассажиров через BlaBlaCar, отправляются с автостанций и конечных остановок метро. Их трудно не заметить. Они стоят в одном и том же месте каждый день штук по двадцать», — добавил  председатель Общероссийского объединения пассажиров.

Решить данную проблему можно при помощи ужесточения ответственности в сфере перевозок без лицензии, считает Зотов. Действующие меры — штраф 200 тыс. рублей и конфискация транспортного средства — не возымели должного эффекта. Водители придумали способ обхода правил: перевозки осуществляются под видом заказных, а перед отправлением водитель записывает паспортные данные всех пассажиров. Если маршрутку остановит сотрудник ГИБДД, этот листок будет служить доказательством, что пассажиры заказали автобус. 

 

Прямой эфир