Закопать ракету войны
Выход двух Корей на конкретные договоренности без оглядки на третьи страны стал существенным шагом вперед. Об этом, комментируя итоги встречи лидеров Севера и Юга в Пхеньяне, заявил «Известиям» глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. В ближайшем будущем Корейский полуостров станет зоной, свободной от ядерного оружия, сообщили Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин. Первым шагом на пути к заветной цели обещает стать закрытие ракетного полигона в Тончханни и демонтаж ядерных объектов в Йонбёне. Завершающийся сегодня саммит оказался богатым на конкретные итоги: Сеул и Пхеньян договорились о практических мерах по повышению военного доверия, реализации ряда двусторонних проектов и даже о визите товарища Кима в Сеул.
По итогам двухдневного общения лидеры приняли Пхеньянскую декларацию, в которой выразили намерение стремиться к «Корее, свободной от ядерного оружия». Впрочем, в документе также говорится, что дополнительные шаги, включая ликвидацию ядерного реактора в Йонбене и закрытие ракетного полигона в Тончханни, последуют лишь в случае «ответных мер Вашингтона в духе совместной декларации США и КНДР 12 июня» (в этот день в Сингапуре прошла первая встреча Дональда Трампа и Ким Чен Ына).
Результаты саммита в Пхеньяне стали общей победой двух государств над логикой в стиле «разделяй и властвуй», которая затрудняла процесс корейского урегулирования, считает Констатин Косачев.
— Нынешний прямой межкорейский диалог, когда результаты достигаются без оглядки на точки зрения третьих держав, мне представляется серьезным шагом вперед — до тех пор, пока эти договоренности будут соответствовать общим коллективным интересам разрядки напряженности и денуклеаризации Корейского полуострова, — сказал сенатор «Известиям».
Итоги третьего саммита несут в себе несколько позитивных моментов, отметил эксперт по делам Корейского полуострова стокгольмского Института политики безопасности Ли Сан Су. Это и готовность позвать международных инспекторов, а не иностранных журналистов, как было в случае с недавним подрывом туннелей под ядерным полигоном Пхунгэри, и указание на вероятное закрытие объекта в Йонбене, на котором не тестировалось, а именно производилось ядерное оружие.
— Но устроят ли США эти обещания — большой вопрос. Дело еще и в сторонниках жесткой линии в администрации США, которые убеждают Трампа, что денуклеаризация безнадежна. Сейчас, на фоне грядущих выборов в Конгресс, Трамп осторожно прислушивается к общественному мнению: и если оно будет против КНДР, он продолжит давление на Пхеньян, - сказал Ли Сан Су.
Тем не менее, в среду президент США, неделей ранее выразивший желание провести вторую встречу с Ким Чен Ыном, позитивно оценил итоги нынешнего межкорейского саммита. Что он готов предложить в ответ, станет ясно по итогам переговоров главы Белого Дома с Мун Чжэ Ином. Уже в воскресенье президент РК вылетает в Нью-Йорк на сессию Генассамбли ООН, в кулуарах которой он встретится с Дональдом Трампом.
Изначально Вашингтон добивался от Пхеньяна предоставления перечня всего ядерного арсенала страны, от чего КНДР отказалась, рассказал «Известиям» дипломатический источник в Южной Корее. Это, как утверждается, могло стать причиной пробуксовки дальнейших переговоров и внезапной отмены визита госсекретаря США Майка Помпео в Пхеньян в начале сентября.
На полях саммита военные обеих стран подписали соглашение, которое официальный представитель южнокорейского президента Юн Ён Чхан назвал «фактически декларацией об окончании Корейской войны 1950–1953 годов». Стороны договорились прекратить военные полеты и масштабные артиллерийские стрельбы в приграничных районах, а также до конца года демонтировать по 11 военных пограничных постов.
Также Сеул и Пхеньян решили до конца года приступить к проекту соединения автомобильных и железных дорог, вновь открыть промышленный парк Кэсон на территории КНДР и создать постоянное место для встреч разделенных войной семей. Символично, что в рамках «межкорейской разрядки», прологом которой стала Олимпиада в Пхёнчхане, Север и Юг Кореи решили выставить совместную команду на Игры-2020 в Токио, а в 2032 году вместе бороться за право принять летние Олимпийские игры.
Более того, во время саммита Ким Чен Ын сообщил, что в ближайшее время намерен посетить Сеул, где ни разу не бывали его предшественники — дед Ким Ир Сен и отец Ким Чен Ир. Под «ближайшим временем», пояснил позднее Мун Чжэ Ин, подразумевается период до конца нынешнего года.