Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
Пашинян оценил отношение граждан Армении к сближению с ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Последняя декада июля выдалась горячей для украинских пенсионеров — в начале прошлой недели началась массовая задержка выплат — фактически без них оказался каждый шестой пожилой человек, а Пенсионный фонд Украины (ПФУ) буквально завалили жалобами, пик которых пришелся на 24 июля. Причем с проблемами столкнулись даже те, кто получает выплаты ПФУ на карту (большая масса приходит за пенсиями на почту) — сообщалось, что платежи пришли с задержкой в 2–3 дня. За последние 20 лет это первый прецедент такого масштаба на Украине. И пусть проблемы удалось решить довольно быстро — уже к концу недели, 27 июля, ПФУ отчитался о том, что полностью завершил финансирование выплат за июль (то есть остатки продолжали выплачивать до 30 июля), — вопрос о причинах масштабного «кассового разрыва» остался без внятного ответа. Портал iz.ru разбирался в особенностях пенсионной системы Украины.

Пенсионные горки

Рассматривать динамику пенсионных выплат в период независимости Украины имеет смысл начиная примерно с 1996 года, или момента введения собственной валюты — гривны. До этого момент инфляция в 200%, 500% а то и 10 000% в год просто обессмысливала само понятие зарплат и пенсий. Впрочем, и введение новой валюты пенсионерам того периода помогало крайне слабо — в 1996 году минимальная пенсия составляла 15 гривен ($8,3). Причем, в этом диапазоне — от $7 до $9 она оставалась вплоть до 2003 года.

Средняя пенсия в тот же период колебалась в коридоре от $13 до $26. Впрочем, уже в предвыборный 2004 год минимальную пенсию на Украине резко подняли до $25. Еще более резкое увеличение пенсии произошло сразу после первого майдана — до $65, а в дальнейшем она зафиксировалась в районе $70–90 и достигла своего пика к 2013 году — $111. Средняя пенсия в 2007 году доросла до $100  затем и вовсе до $120–140. Пик тоже пришелся на 2013 год: $180.

Фото: РИА Новости/Александр Демьянчук

Но имеет смысл отметить, что минимальную пенсию пятилетней давности в стране получает каждый 12-й пенсионер. Начиная с 2015 года минимальная пенсия откатилась до $45–50, средняя — примерно вдвое выше, однако тут есть своя специфика. Официально в этом году она перевалила за 2,5 тыс. гривен (около 6 тыс. рублей). Но если при этом конкретизировать распределение выплат, то окажется, что самая большая группа пенсионеров (3,7 млн человек) получает очень скромные 1,5–2 тыс. гривен (3,5–4,6 тыс. рублей) в месяц. Еще 2,5 млн пенсионеров не дотягивают даже до этих сумм.

Показатели «средней» пенсии чуть выше, но в основном хорошие цифры достигаются за счет аналога персональных пенсионеров (военных, работников прокуратуры, судей, силовиков, депутатов, дипломатов, преподавателей вузов и чиновников высшего ранга). У них свое пенсионное законодательство и пенсии, как правило, значительно выше, чем у обычных людей. Если же вычесть из расчета все эти категории, то средняя пенсия по Украине составит всего 1726 гривен (4179 рублей). То есть примерно те же самые $65, что и после первого майдана.

Сейчас денег нет

Если всё-таки задаться целью и найти в украинских пенсиях что-то хорошее, то на ум придет только регулярность. Даже во времена майданов старики регулярно получали деньги. Задержки, конечно, случались, но редко и максимум на день-два. К этому привыкла даже экономика страны — например, в сельских магазинах пенсионеров уже давно массово «кредитуют» под определенный срок. Тем неожиданней оказалась нынешняя задержка: крайний срок выплат — 20 июля, а 25 премьер-министр Украины всё еще показательно ругал чиновников за их отсутствие. По иронии судьбы совсем недавно премьер отчитался об увеличении финансирования (с 1 июля 2018 года): «Повышение пенсий происходит автоматически. Без манипуляций. Будем направлять ресурсы бюджета в том числе и на социальные вопросы».

Между тем, средства ПФУ только на 59% покрывают ежемесячные пенсионные выплаты. Средства ПФУ формируются из Единого социального взноса (ЕСВ), который платит каждый легально работающий украинец. Какие-то средства ПФУ получает от отчислений при оформлении сделок по купле-продаже жилья или автотранспорта (как раз поэтому на Украине так популярны сделки продажи автомобилей через генеральную доверенность). До 2017 года ПФУ получал по 2% от каждой операции по покупке иностранной валюты, но затем эту норму отменили — как раз благодаря ей после государственного переворота 2014 года черный рынок валюты пережил второе рождение.

По состоянию на текущий год ежемесячно украинские пенсионеры получают порядка 29,5 млрд гривен (1 гривна равна 2,33 рубля). Если брать в расчет, что средства ПФУ покрывают только 59%, это значит, что ежемесячно возникает дефицит в размере 12 млрд гривен (около $400 млн), который покрывается дотациями из государственного бюджета.

Фото: Depositphotos

Причина сегодняшних перебоев — в недостатке ЕСВ. Год назад на Украине подняли минимальную зарплату до 3,2 тыс. гривен (7,5 тыс. рублей), в начале этого — до 3723 гривен (8,7 тыс. рублей). Поступления от ЕСВ выросли. Однако похоже, что их не согласовали с увеличением размера пенсий, а также с колебаниями количества занятых в экономике Украины. В результате примерно из 104 млрд гривен ЕСВ, запланированных на I полугодие нынешнего года, собрать удалось только 89 млрд, на 15 млрд меньше. Помимо всего прочего, в счетах ПФУ всегда существует дыра, которую перекрывают займами из Казначейства. В этот раз она достигла 5 млрд гривен, из-за которых, собственно, и возник кассовый разрыв.

Вопрос «почему зарплату подняли, а на пенсии всё равно не хватает?» из разряда философских. Сегодня на Украине около 11,4 млн пенсионеров. Их обеспечивают отчисления с зарплат примерно 16 млн официально трудоустроенных украинцев. Было бы меньше, но на Украине возрастные рамки занятого населения расширили до предела 15–70 лет. При этом лиц трудоспособного возраста на Украине — миллионов на 10 больше. Они на заработках или трудятся неофициально — безработных из них только 1,8 млн. Но и первые, и вторые, и третьи в ПФУ ничего не перечисляют. Еще одна причина — долги по зарплате, ведь именно с нее платится ЕСВ. К концу июня они составляли 2,5 млрд гривен. А значит еще около 550 млн гривен, которых не хватило на пенсии в июле, — это не выплаченные бизнесом и государством зарплаты.

Но самая главная причина — социальная: пенсионеров становится больше, а количество официально занятых падает. Именно так говорят политики. Это правда, но не вся. Скажем, в 2011 году пенсионеров было 13,766 млн, а работающих — 14 млн, почти один к одному, тогда как сегодня на пенсионера приходится 1,4 занятых. Просто за 7 лет пенсионеров стало меньше (минус Крым и часть Донбасса), а занятых, наоборот, больше: государство усилило контроль, ввели драконовские штрафы за неоформленных сотрудников. К тому же пенсионеров в принципе становится меньше — население Украины после нынешних «реформ» сокращается с впечатляющей скоростью 150–200 тыс. человек в год.

Статистически соотношение занятых и пенсионеров улучшилось, но денег больше не стало. Этот парадокс можно объяснить одним словом: Донбасс. Промышленный регион с высокими и преимущественно «белыми» зарплатами. По крайней мере, на предприятиях. Сегодня половины этой промышленности просто нет, а из оставшейся часть простаивает. Эффект влияния фактора Донбасса на украинскую экономику не раз описан, и логично, что этот удар отразился на ПФУ. Добавим, что сегодняшние новые миллионы занятых — это в основном оформленные на минимальную зарплату, что еще раз доказывает, что улучшение ситуации липовое.

Реформа тришкиного кафтана

Реформировать пенсионное законодательство Украина пытается долго и пока без очевидных результатов. Так, в первый раз идею многоуровневой пенсии (государственный минимум, накопительная в виде отчислений с зарплаты на личный пенсионный счет и добровольные накопления в негосударственных пенсионных фондах) презентовали еще в девяностых годах прошлого века при президенте Леониде Кучме. И потом пытались перезапустить при Викторе Ющенко и Викторе Януковиче. При последнем пенсионная реформа всё же частично состоялась. Тогда срок выхода на пенсию женщинам подняли до 60 лет. Накопительную часть ввели наполовину: постановили, что запустят эту реформу после того, как бюджет ПФУ будет бездефицитным. К тому же участниками накопления смогут стать только украинцы, которым на момент введения будет менее 35 лет. В остальном изменения при режиме Януковича были чисто косметическими — скорее экономисты постарались немного снизить ежегодную бюджетную дотацию ПФУ.

Специалисты Порошенко при поддержке МВФ провели самую радикальную реформу. Самые жестокие новации 2017 года — страховой стаж и базовый коэффициент. Стаж увеличили до с 25 до 35 лет. У кого столько не набирается, на пенсию пойдут позже — в 65 лет. Все остальные (кто не сумел набрать 15 лет стажа) — пенсию получать не будут. Им положена социальная помощь, да и то — сначала социальные работники оценят благосостояние такого пенсионера.

Президент Украины Петр Порошенко во время встречи с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард в Киеве

Фото: РИА Новости/Михаил Палинчак

С 2028 года, когда изменения полностью вступят в силу, с 25 годами страхового стажа можно будет уйти на пенсию не раньше 65 лет. Само понятие «минимальная пенсия» после реформы фактически исчезнет. Проработав 35 лет и получая минимальную зарплату, украинец заработает на прожиточный минимум только в случае, если ему удастся доказать стаж в 35 лет. Остальные будут получать максимум до 1 тыс. гривен (2,3 тыс. рублей).

Новая власть Украины очень долго убеждала пенсионеров, что правительству удалось уговорить МВФ не поднимать пенсионный возраст, предлагая взамен поднять страховой стаж. Однако суть реформы сводится к резкому уменьшению пенсионных выплат: да, в ближайшие 20 лет украинцы будут уходить на пенсию в 60 лет, но при этом платить большей части населения будут в среднем по 500 гривен (1165 рублей) в месяц, поскольку стажа ни у кого не хватает. И так будет до тех пор, пока они не достигнут 63–65 лет. Тогда они смогут претендовать на социальную помощь, которая будет немногим выше.

И веры нет

Главный вывод из нынешнего кризиса — это не разовый сбой и не заминка. Бывает, что деньги зависли между счетами, не прошел платеж, в кассе не случилось наличных денег и т.д. Случившаяся на Украине июльская задержка — совсем иного рода. Государство вынуждено перед выборами заигрывать с бюджетниками, поднимая размер выплат.

В этот раз повезло военным, которые выберут из бюджета примерно 1 млрд гривен за полгода. Ближе к выборам пенсии повысят еще и рядовым гражданам, при этом зарплаты не растут и недобор по ЕСВ это доказывает. Значит, придется наращивать дотацию ПФУ из госбюджета и дальше.

Правда, и правительству не занимать смекалки. Мало кто заметил, что почти одновременно с задержкой пенсий Национальный банк резко взвинтил курс доллара: с 26,2 гривны он улетел до 26,65 всего за девять дней и останавливаться пока не собирается.

Это традиционный украинский метод «делания денег из воздуха» в конце года: НБУ продает валютные резервы и за счет маржи получает средства для срочных трат. Просто в нынешнем году этот механизм запустили гораздо раньше. Правда, теперь из-за неизбежного скачка инфляции после таких игр повышение пенсий окажется дутым.

 

Читайте также
Прямой эфир