Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Кремле указали на большой интерес к пресс-конференции Путина
Авто
Аналитики подсчитали число автоновинок России в ноябре
Авто
Московских водителей в 2025 году оштрафовали на 10 млн руб. за помехи трамваям
Мир
Землетрясение магнитудой 7,2 произошло на севере Японии
Мир
В Кремле сообщили о продолжении контактов Москвы и Вашингтона
Армия
Средства ПВО сбили 15 украинских БПЛА над регионами России
Общество
Путин предложил направить средства от штрафов на общественный транспорт
Происшествия
Система ПВО сбила несколько воздушных целей над Белгородской областью
Мир
На северо-востоке Японии зафиксировано цунами высотой 40 см
Экономика
Мишустин заявил о росте ВВП России на 10% за последние три года
Мир
Шойгу прибыл во Вьетнам для переговоров с военно-политическим руководством
Мир
Глава МИД Польши созвал экстренное совещание Совета стран Балтийского моря
Общество
В России планируют возвести свыше 100 млн кв. м жилья до конца года
Общество
Бизнесмен Ебралидзе получил новый срок в колонии за уклонение от уплаты налогов
Общество
ВККС не продлила полномочия Петру Серкову
Интернет и технологии
Путин поручил обеспечить финансирование нацпроектов технологического лидерства
Происшествия
Один человек погиб в результате ДТП на Киевском шоссе в ТиНАО

Вольность и вдохновение

Под занавес 242-го сезона Большой театр представил оперу о парижской богеме
0
Фото: пресс-служба Большого театра/Дамир Юсупов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Большой театр завершил 242-й сезон премьерными показами оперы «Богема». Над прославленным сочинением Джакомо Пуччини работал интернациональный состав постановщиков и исполнителей во главе с режиссером из Франции Жан-Романом Весперини. Спектакль заинтересует ценителей традиционной режиссуры и молодых голосов.

 

Посетители главного театра страны в большинстве своем любят «честную оперу». То есть богато костюмированную, обильно декорированную и лишенную режиссерского произвола. Лучшие образцы этого формата подвигают радикалов на снобистское «фи», а поклонникам вечных ценностей дарят восторг понимания и сопереживания. Именно такую «Богему» под занавес сезона представили на Новой сцене Большого.

Любопытно, что в высшей степени традиционный спектакль поставила молодая команда, чей средний возраст вроде бы гарантировал низвержение устоев. Однако коррекция времени действия — единственное, что позволили себе постановщики. В опере Пуччини события разворачиваются в 1830-е годы, которые описал Анри Мюрже в «Сценах из жизни богемы», положенной в основу либретто. А в постановке Большого, судя по костюмам Седрика Тирадо, действие перенесено в Париж рубежа XIX–XX веков. Очевидно, веселое время Тулуз-Лотрека и раннего Пикассо показалось создателям и более сценичным, и более соответствующим лирической истории двух пар и сочувствующих им друзей.

Сценограф Бруно де Лавенер выстроил «картинку» на контрасте бытового, карнавального и мистического. За первый отвечает трехуровневая декорация артистического общежития: внизу кровать, наверху мольберт, посередине письменный стол. Лестницы, соединяющие уровни, дают стимул к разнообразию пластического рисунка. Сцену можно начать на верхнем этаже, закончить — на нижнем, попутно совершив несколько па между ними.

«Карнавальное» представлено кричаще-яркими реалиями Латинского квартала с его пестрыми персонажами, разноцветными костюмами и эйфорией нескончаемого праздника во главе с неунывающим тамбурмажором. Мистическую составляющую в буквальном смысле покрывает загадочная пелена в духе импрессионистских полотен Сислея и Писарро, которая на поверку оказывается и дымом, и туманом. «В небе туманном стелется дым из тысяч каминов Парижа…» — поет Рудольф (Давиде Джусти), подводя под мистику реалистическую базу.

Контрасты сценографии отлично корреспондируют с продуманной эклектикой партитуры, соединяющей экспрессию позднего романтизма с уличными жанрами, романсовым мелосом и гармоническими прозрениями 1920-х. Оркестр под управлением Эвана Роджистера пока не познал смысла этого, на первый взгляд нелогичного, сочетания и компенсировал непонимание избыточными децибелами. Певцы, в свою очередь, борясь с гремящим оркестром, вынуждены были форсировать звук в ущерб интимности сцен.

К счастью, все они молоды, нагрузки переносят легко, а в случаях, когда оркестр остается в рамках приличия, способны на впечатляющие результаты. Отмечу задушевность Давиде Джусти в арии Che gelida manina («Холодная ручонка») и не менее эмоциональную реакцию Марии Мудряк (Мими) в Mi chiamano Mimi («Зовут меня Мими»). Заслуживают внимания иронический дар Петра Мигунова (Коллен) в трогательной Vecchia zimarra («Плащ старый неизменный...»), лишенный сентиментальности вальс Мюзетты в исполнении Дамианы Мицци и ансамблевое совершенство в квартете Мими, Рудольфа, Мюзетты и Марселя (Алуда Тодуа).

Но главное достижение певцов — возникшая между ними «химия». Если считать, что богема — это особый дух вольности, вдохновения, презрения к обстоятельствам и преданности мечте, то он на сцене есть. Как и сожаление по поводу его недолговечности и исчезновения вместе с молодостью. В финале бытовая декорация распадается на две части. В одной остается ушедшая в лучший мир Мими, в другой — ее безутешные друзья. Впереди, согласно роману Мюрже, у них признание, достаток и покой, но это уже совсем другая история.

 

Читайте также
Прямой эфир