Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия начала проводить активную работу по возвращению сирийских беженцев обратно на родину. Речь идет о миллионах человек, которые из-за масштабных боев оказались за пределами страны. Но огромное количество людей — далеко не главный вызов, с которым придется столкнуться Москве и ее партнерам. Что еще может затруднить возвращение беженцев обратно в Сирию — в этом разбирался портал iz.ru.

Страдают беженцы, страдают страны

Сирийский конфликт, начавшийся в 2011 году и быстро переросший из демонстраций в вооруженные столкновения, а затем и боевые действия против правительственных сил и охвативший практически всю территорию страны, повлек за собой возникновение огромной волны беженцев. Люди спасались от войны, укрываясь как в других районах Сирии, так и направляясь за рубеж.

Лагерь внутренних беженцев из Алеппо в пригороде сирийского города Аазаз

Фото: TASS/Zuma/Muhmmad Al-Najjar

Наибольшее количество беженцев осели в соседних Ливане, Турции, Иордании и Ираке. По российской оценке, которую 24 июля озвучил представитель МИДа Николай Бурцев, Бейрут принял полтора миллиона человек. При этом, по его словам, 200 тыс. «находятся там нелегально», то есть, по всей вероятности, не зарегистрированы в качестве беженцев. Согласно статистике Агентства ООН по делам беженцев, в Турции нашли убежище 3,5 млн человек, в Иордании — около 670 тыс., в Ираке 250 тыс. И это только официальные данные, поскольку многие не встают на учет. Всего же, по оценке Минобороны России, Сирию покинули почти 7 млн человек, большинство которых разместились в 45 странах мира.

При этом зачастую участь беженцев оказывается самой непростой. Помимо отсутствия нормальных условий для жизни они сталкиваются с вымогательством, грабежом, насилием. На фоне прилива мигрантов расцвела торговля органами. В отдельных случаях люди продают их добровольно, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи. В других, как сообщали некоторые СМИ, ничего не подозревающих беженцев убивают, а их органы изымают.

Возвращение сирийских беженцев из Ливана в пригород Дамаска

Фото: TASS/DPA/Marwan Naamani

Точно так же наплыв вынужденных переселенцев стал огромной нагрузкой на ряд стран, которые их приняли. Для Ливана с населением в 6 млн человек прибытие полутора миллионов сирийцев стало не только испытанием для бюджета. Еще в начале сирийского кризиса поговаривали, что в стране может произойти изменение демографического баланса. Кроме того, сирийцы, готовые браться за самую низкооплачиваемую работу, стали вытеснять с рынка труда ливанцев. Разные системы образования в Сирии и Ливане вынудили Бейрут искать подходы к исправлению сложившегося дисбаланса. Для Иордании, которая во многом зависит от иностранной помощи, беженцы стали настоящим экономическим ударом. Турция, которая приняла наибольшее количество переселенцев, стала главным перевалочным пунктом на пути с Ближнего Востока в Европу. В итоге страны ЕС были вынуждены пойти на сделку с Анкарой. В рамках договоренностей они обязались принимать одного легального беженца, а взамен высылать в Турцию одного нелегального. Оплату за размещение там последних европейцы тоже взяли на себя. На эти цели они выделили туркам не один миллиард евро. А сама ситуация вокруг беженцев стала политическим инструментом для торга в вопросе предоставления турецким гражданам права безвизового въезда в Евросоюз. И, конечно же, под видом мигрантов в Европу устремились и террористы: с начала сирийского кризиса в различных странах ЕС произошел не один теракт.

Взялись по-крупному

Намерение России активизировать работу по возвращению беженцев в Сирию обозначил президент Владимир Путин по итогам переговоров с американским коллегой Дональдом Трампом, прошедших 16 июля в Хельсинки.

— Если мы окажем людям помощь для возвращения к родным очагам, то миграционное давление на страны Европейского союза, на другие страны многократно может уменьшиться, — сказал российский лидер на итоговой пресс-конференции.

Он также отметил, что «Россия и Соединенные Штаты, безусловно, могут взять на себя лидерство в этом вопросе и организовать взаимодействие по преодолению гуманитарного кризиса, помочь возвращению беженцев к своим родным очагам».

Встреча президента РФ Владимира Путина и президента США Дональда Трампа в Хельсинки

Фото: TASS/Zuma/Kremlin Pool

Дональд Трамп высказался в более пространном ключе, указав лишь, что «сотрудничество между нашими странами может потенциально спасти сотни тысяч жизней».

А уже 24 июля официальный представитель Госдепартамента Хизер Науэрт заявила, что в США не считают нынешнюю ситуацию в Сирии благоприятной для возвращения беженцев.

Как бы то ни было, Россия за дело взялась серьезно: помимо доставки гуманитарной помощи и постепенного восстановления ранее захваченных боевиками районов, чем специалисты и военные занимались ранее, началась плотная работа по возвращению вынужденных переселенцев в Сирию. Так, в координации с Дамаском 18 июля был открыт Центр приема, размещения и распределения беженцев. Эта структура занимается не только обозначенными в названии вопросами, но и распределением помощи, а также восстановлением работы социальных служб. Кроме того, сейчас открыты два пункта пропуска беженцев из Иордании и Ливана: «Насиб» и «Земрани». К 27 июля должны были заработать еще три.

Одновременно российские военные направили в Ливан, Иорданию и Турцию рабочие группы для проработки вопросов возвращения беженцев в Сирию. Об этом сообщил начальник Национального центра управления обороной РФ Михаил Мезенцев. Кроме того, агентство Sputnik сообщило со ссылкой на его слова, что с Бейрутом и Амманом обсуждается вопрос создания совместного центра по возвращению сирийских беженцев, который будет работать круглосуточно.

По российской оценке, в ближайшее время в Сирию из-за рубежа могут вернуться до 1,7 млн вынужденных переселенцев. Уже сейчас в стране готовы принять свыше 330 тыс. человек в 76 населенных пунктах страны, наименее пострадавших во время боевых действий.

В гостях лучше

Несмотря на столь масштабную подготовительную работу, проведенную Россией в координации с Сирией и другими странами, многие беженцы, скорее всего, едва ли спешат вернуться к себе на родину. И тому есть масса причин. Не секрет, что отдельные сирийцы покинули свою страну не столько из-за войны, сколько по политическим соображениям. Проще говоря, это оппозиционеры. И, естественно, им нужны гарантии, что их не станут преследовать после возвращения. Каким образом такие гарантии можно предоставить — вопрос далеко не самый простой и требующий серьезной координации между Россией и Сирией.

Возвращение сирийских беженцев из Ливана в пригород Дамаска

Фото: TASS/DPA/Marwan Naamani

Другие так называемые беженцы замешаны в убийствах и казнях, а также совершении иных преступлений. Их нынешний статус нужен им не более чем для того, чтобы уйти от правосудия. Хотя в открытых источниках на данный момент нет каких-либо подробностей по поводу того, как работает российский Центр приема, размещения и распределения беженцев, надо полагать, что при возвращении из-за рубежа каждый проходит проверку. Естественно, из-за этого преступников никакими обещаниями в Сирию не заманишь. Разве что власти в Дамаске в какой-то момент объявят всеобщую амнистию, которая охватит всех граждан. Но так ли надо это делать?

Наконец, за прошедшие более чем семь лет конфликта многие сирийские беженцы вполне комфортно обустроились на новом месте. Конечно, есть такие, кто всё это время провел в лагерях для вынужденно перемещенных лиц. Но есть и те, кто начал новую жизнь и не стремится вернуться к старой. Тем более возвращаться предстоит не в процветающую, а в разрушенную войной, требующую восстановления страну.

Как бы то ни было, Россия поставила перед собой крайне амбициозную задачу. Сложно припомнить, чтобы на Ближнем Востоке кто-то делал нечто похожее. Конечно, многие могут скептически смотреть на эти подвижки и заведомо предрекать неудачу. Но делать что-то лучше, чем не делать ничего и говорить, что время для возвращения беженцев в Сирию еще не пришло.

 

Читайте также
Прямой эфир