Спасибо за футбол!
Чемпионат мира-2018 был великолепным футбольным праздником — и завершился гала-представлением. Подробности — в материале издания «Спорт-Экспресс», подготовленном специально для портала iz.ru.
Ах, лето!
Лучшему в истории, по мнению абсолютного большинства наблюдателей, чемпионату мира непременно требовался восхитительный, с идеальным созвучием, финальный аккорд. Франция и Хорватия не подвели: самый сногсшибательный залп 64-матчевого футбольного фейерверка протяженностью в месяц прогремел, как и положено, напоследок. Наш невероятный ЧМ и без того запомнился бы всем, а уж теперь, по правилу заключительной фразы, и подавно останется в умах и сердцах ослепительно ярким, жизнеутверждающим праздником. В него настолько влюбился мир, что, кажется, предложи сейчас Россия провести следующий чемпионат на пару с Катаром, а заодно встроиться в кружок организаторов ЧМ-2026 между США, Канадой и Мексикой, ей с радостью отдали бы, как минимум, половину матчей. Чтобы еще раз побывать в Москве, Екатеринбурге, Сочи, на Волге, на Дону и на Неве — или еще раз увидеть все это великолепие по телевизору — и заново пережить восторги лета 2018-го.
Не удивлюсь, если топ-сборные решат отныне проводить отдельные товарищеские матчи между собой не в Европах, а на наших стадионах. Где они всегда будут обласканы любовью и вниманием. А Германии, Бразилии и Аргентине обязательно нужно проделать это в Казани. Чтобы убедиться: не стадион виноват в их неудачах. Он-то как раз помогал хорошо играть в футбол, просто их соперники делали это лучше.
Урожайная пахота
Случайно так вышло, или есть в том определенная закономерность, не разберешь, да и незачем, но ниспровергатели двух латиноамериканских грандов и заняли весь пьедестал почета. Аргентина может даже гордиться — уступила двум финалистам, а не кому попало, не первому встречному. Да и в целом вряд ли могут быть сомнения, что в четверку сильнейших вошли наиболее достойные. Те, кто по сумме матчей больше всех наиграл на успех. Те, кто в стремлении к цели делал ставку на общекомандные усилия, а не превосходство отдельных звезд.
В этом как раз и содержится закономерность чемпионата. Он получился самым командным из всех, проведенных с 1930 года, и успеха в нем добивались только цельные, сплоченные коллективы. Никогда еще ведущие футболисты мира не были так сосредоточены на организационной и черновой работе в ущерб личным достижениям. И не случайно бельгийский бомбардир Ромелу Лукаку больше всего запомнился не точными ударами, а рывком через середину поля и пасом направо на Кевина Де Брейне в игре с бразильцами. И вполне оправданно обладателя «Золотой бутсы» Гарри Кейна, не забившего в трех «медальных» матчах английской сборной ни одного гола, очень ценили его партнеры и тренер. Ведь Кейн выполнял гигантский объем никому не видимой позиционной «пахоты», развязывая ноги бегунку Стерлингу, ловкачу Лингарду, изобретателю Алли, освобождая пространство перед воротами при стандартах для башенного Стоунза и безбашенного Магуайра. Благодаря чему англичане впервые за 28 лет и всего лишь третий раз в истории собрали на ЧМ столь увесистый урожай побед.
Былинными примерами плодотворного командного труда в стесненных условиях не самого высокого класса и мастерства стали Россия и Швеция. Ни за что на свете не смогла бы устроить головомойку бельгийцам Япония, не будь она точно настроенным механизмом, в котором все синхронизировано. И даже сама Бельгия, где талант на таланте сидит и талантом погоняет, шла от победы к победе через тернии рабочих будней, и Бразилию затмила не звездным блеском, что само по себе нереально, а только за счет единых потогонных усилий.
Парижские тайны
Разумеется, ярче всего эта тенденция проявлялась в игре новых чемпионов мира. Поль Погба на благо команды увяз в середине поля, разрыхляя пашню для быстрых атак и сооружая заграждения для чужих форвардов. Антуан Гризманн весь турнир усердно носился по линиям тактического рисунка, прессинговал, боролся, перекрывал зоны и, наоборот, распахивал их для Килиана «Сквозняка» Мбаппе, записывая на свой счет результативные баллы только со стандартов. Не говоря уже о той неописуемой важности, какую играл в построениях французов Оливье Жиру, у которого ноль забитых мячей и «сто-пицот» полезных действий.
Юный французский талант потому и блистал на российских аренах, что на его славу старательно потрудились выдающиеся партнеры. Каждый из которых запросто мог возомнить себя главным в этой коммунальной ячейке — утянуть простынку лидерства, забрать подушку личного успеха и нацепить бомбардирские тапки. Впрочем, нет, не запросто. С подобными склонностями в сборной Дидье Дешама им было бы нечего делать. Их туда и не взяли бы. Дешам отбирал на чемпионат только тех, кто готов был вывернуться наизнанку ради команды. Отчего и преуспел.
В финале все это подтвердилось выпукло и окупилось сторицей. Французы, обожающие атаку, вплоть до 75-й минуты, когда Хорватия наплевала на стройность линий и обнажила свою половину поля, добежали до чужой штрафной раз пять или шесть. А все остальное время тянули лямку трудовой повинности в середине поля и около своих ворот. Результат — 4:1 (гол из-за ошибки Льориса, конечно же, не в счет, в нем команда не виновата) и Кубок мира.
Новые хорваты
Хорватская команда — еще один наглядный пример, как группу классных игроков, которых никому не удавалось скрепить в монолит, настоящий тренер и педагог (а Златко Далич многих футболистов этой сборной воспитывал еще пацанами, в молодежке) может объездить и превратить в старательную рабочую лошадку, способную доскакать до мирового серебра. Много лет хорваты ходили в фаворитах крупных турниров, но именно, что ходили, а не носились. Потому и вылетали задолго до решающих стадий. Потому и не хватало им сил и, особенно, характера на концовки важнейших матчей. На ЧМ-2018 мы познакомились с совершенно невиданной Хорватией — готовой умереть, но не сдаться. Это и привело ее в финал. А будь у нее еще день-другой на отдых после трех овертаймов подряд, чтобы не сводило у некоторых игроков уже к 30-й минуте, а у всех без исключения — к середине второго тайма — ноги от усталости, она и непогрешимым французам доставила бы гораздо большую кучу проблем, чем у нее в итоге получилось.
Именно за командные усилия, за то, что положил все свои гениальные способности на плаху общего успеха, и был вознагражден «Золотым мячом» Лука Модрич. Еще один солист, не побрезговавший встать в глубину большого хора и петь в многоголосый унисон.
Хочется думать — и даже верить, что эта тенденция распространится на весь мировой футбол. И в нем начнут побеждать, завоевывая титулы и кубки, команды, иногда и без роду, без племени, затмевая, задвигая на второй план мега-звезд. И в футболе не будет больше гегемонии, когда заранее известен узкий круг фаворитов и вплоть до финала никто не в состоянии их сковырнуть. Чемпионат мира-2018, уникальный, невероятный, грандиозный во всех отношениях, эффектно доказал, что этого можно избежать — и футбол от этого вовсе не станет хуже и неинтереснее. Аргумент напоследок: по его итогам было забито 169 мячей. Всего на 2 меньше, чем в 2014-м, где солировали сугубо одиночки. И на двадцать с лишним больше, чем в 2010-м и 2006-м.
Спасибо за футбол, чемпионат!