ЧМ-2018 резко увеличил выручку продавцов сувениров
За месяц чемпионат мира по футболу позволил существенно нарастить оборот таким секторам рынка, как гостиничный и ресторанный бизнес, а также розница. Это следует из данных одного из крупнейших операторов фискальных данных «Платформа ОФД», с которыми ознакомились «Известия». Так, выручка отелей за дни мундиаля увеличилась на 16%, доходы ресторанов и баров — на 6%, реализация сувениров — на 54%. По предварительным данным Минкомсвязи, в Россию прибыло более 800 тыс. иностранных болельщиков.
Оператор фискальных данных Сбербанка «Платформа ОФД» провел экспресс-обзор продаж в разных сегментах торговли и общественного питания во время чемпионата мира по футболу, изучив фактуру с онлайн-касс по всей стране. Компания сравнивала затраты потребителей за четыре недели, на которые пришлось проведение мундиаля, — с 11 июня по 8 июля с периодом с 7 мая по 3 июня. В итоге выяснилось, что продажи подарков и сувениров выросли на 54%, оборот гостиниц и отелей увеличился на 16%, а бары и рестораны заработали на 6% больше.
Наибольший прирост оборота от реализации подарков и сувениров зафиксирован в Екатеринбурге (на 122%), Москве (на 62%) и Санкт-Петербурге (на 22%). Самыми популярными товарами стала продукция с символикой ЧМ-2018, матрешки и кокошники.
В сфере гостиничного бизнеса доходы больше всего выросли в столице (на 29%), Самаре (на 24%) и Ростове-на-Дону (на 22%). Гости предпочитали одноместные номера.
Наибольший рост оборота зафиксирован в барах Сочи (на 58%), Казани (на 49%) и Самары (на 39%). Гости заведений в основном выбирали алкогольные и слабоалкогольные напитки, салаты и комплексные обеды.
По предварительным данным Минкомсвязи, болельщиками было заказано более 1,8 млн паспортов FAN ID, из них на россиян пришлось 980 тыс., на китайцев — 67 тыс., на американцев — 52 тыс., на мексиканцев — 44 тыс.
Президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков полагает, что оборот продуктовой и непродуктовой розницы в городах проведения матчей за период чемпионата вырос на треть. Он отметил, что разница цен стимулировала гостей России приобретать больше товаров.
— В некоторых продуктовых сетях люди постоянно стояли в длинных очередях, конечно, никаких глобальных категорий товаров, как бакалея, овощи и другие, иностранные туристы не покупали, — подчеркнул Вадим Зуйков. — Но реализация пива, снеков, воды и газированных напитков увеличилась в несколько раз. Основная масса гостей уже покинула Россию, но еще несколько дней болельщики будут отдыхать в стране.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов отметил, что оборот гостиничного бизнеса в 11 городах, в которых проводились игры, вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года в полтора-два раза. Он отметил, что больше всех выиграла Москва, которая стала хабом для болельщиков — сначала они приезжали в столицу, а затем в нужный им город. По словам эксперта, нарушений с резким завышением цен в гостиницах было крайне мало.
Исполнительный директор компании Restcon (специализируется на ресторанном консалтинге) Андрей Петраков рассказал «Известиям», что в центре городов выручка заведений, по его оценке, увеличилась до 50%. Таких кафе и ресторанов было около 10–20% от общего числа в каждом городе. Именно они получили всё возможное от мундиаля. На всех остальных бизнесменах наплыв болельщиков отразился не столь ярко.
— Традиционно лето считается низким сезоном, во время которого оборот у кафе, ресторанов падает за счет того, что посетители уезжают в отпуска, на дачи. Но в этом году модель поведения и потребления изменилась, — отметил эксперт. — Многие захотели остаться в городе, чтобы увидеть игры, которые стали для граждан своеобразным отпуском по месту жительства.
Андрей Петраков также добавил, что иностранные гости могли себе позволить питаться в ресторанах и кафе без ограничений за счет более низких цен в России, чем в ряде других стран.