Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Финском заливе найден советский эсминец «Яков Свердлов», построенный еще до Первой мировой войны и до 1926 года носивший имя «Новик». Головной корабль многочисленной семьи боевых кораблей отечественного флота — Российского Императорского и Рабоче-Крестьянского Красного — подорвался на мине в августе 1941 года.

Эсминец нашла совместная экспедиция, предпринятая финской поисковой группой Subzone и постоянно действующей российской экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы».

Корабль погиб во время Таллинского перехода — одного из самых тяжелых эпизодов в военно-морской истории Великой Отечественной войны. Прорыв в Кронштадт советских конвоев под прикрытием боевых кораблей Балтфлота шел в условиях мощных атак с воздуха, а пути отхода были завалены минами. В итоге были потеряны свыше 60 кораблей, включая пять эсминцев. Одним из них стал «Яков Свердлов», подорвавшийся на мине 28 августа 1941 года и легший на грунт на глубине 75–80 метров.

Так закончились почти 30 лет службы боевого корабля, чье имя открыло в истории отечественного флота новую страницу.

Миноносцы уходят в рост

Катастрофическое окончание Русско-японской войны и начало «дредноутной гонки» поставило Россию перед необходимостью не просто восстанавливать флот, а строить его заново, с опорой на новые концепции и технологии. Одним из решений, закладывавшихся в облик нового флота, должен был стать особый тип скоростного «минного крейсера», который объединял в себе требования к эскадренным разведчикам, скоростным минным заградителям и «контрминоносцам» (кораблям, предназначенным для уничтожения вражеских миноносцев).

Для соответствия вызовам времени и решения поставленных задач (особенно в части эскадренной разведки) кораблю потребовалось серьезно поднять скорость, что вызвало интерес к двигательной установке нового типа — паротурбинной, с нефтяным питанием. Для нового корабля заказали силовую установку в Германии, у компании «Вулкан».

Фотография корабля «Новик» из немецкого архива, 1914

Фото: commons.wikimedia.org

Корабль должен был получить мощное артиллерийское вооружение: первоначально две 120-мм пушки, что показывало его связь с крейсерами II ранга, а потом — новые 102-мм орудия Обуховского завода (в исходной версии проекта три, позже четыре). Одновременно с этим закладывалось и сильное торпедное вооружение, а также возможность ставить якорные мины. Корабль получался универсальным и очень хорошо сбалансированным.

Предсерийный корпус был заложен летом 1910 года в Петербурге, на верфи Путиловского завода. Кораблю присвоили имя «Новик», которое носил крейсер, погибший в Русско-японскую войну. Этим символическим актом тоже подчеркивалась особая роль нового «суперминоносца».

Как ни смешно прозвучит, скоростной минный крейсер на первых испытаниях не показал контрактной скорости: 35,8 узлов вместо 36. Причин этому могло быть несколько, включая как немецкие ошибки в проектировании силовой установки, так и ползучее увеличение строительного веса из-за установки дополнительных орудий (по ряду данных, в исходном весовом расчете до конца числилось всего два орудия главного калибра вместо фактических четырех). В любом случае, «Вулкан» взялся бесплатно перепроектировать и перемонтировать силовую установку, что и делал в мае–июле 1913 года.

А в августе 1913 года на новых сдаточных испытаниях переделанного корабля зафиксировали приборную скорость 37,3 узла — на тот момент мировой рекорд для боевых кораблей.

«Новик» неплохо показал себя в Первую мировую. Вспомнить хотя бы бой 4 августа 1915 года, где он на выходе из Ирбенского пролива сцепился с двумя немецкими эсминцами, загнав один из них на минное поле. Миноносники Балтфлота вообще воевали больше, чем экипажи крупных кораблей: так получилась, что гигантская минно-артиллерийская позиция в Финском заливе, для обороны которой строились дредноуты типа «Гангут», атакам не подвергалась, а центром схваток стал Рижский залив, куда могли проникать только малые силы и крейсера.

«Новик» пережил войну империалистическую, революцию и войну гражданскую (последнюю — на отстое в Петроградском порту). В 1926 году его переименовали в «Якова Свердлова» и ремонтировали до 1929 года, после чего ввели в строй как корабль управления дивизионом эсминцев.

Большая семья

С 1912 года Россия развернула серийное строительство «новиков». Их было несколько серий, как балтийских, так и черноморских, которые весьма сильно отличались друг друга. Так получилось, что первым серию осилили не на Балтике, а в Николаеве, в результате чего первые черноморские «новики» были переданы флоту уже осенью 1914-го, а на Балтике «Новик» ждал себе компаньонов вплоть до конца весны 1915-го.

Всего было заложено и запланировано почти 60 корпусов, из которых построили только 36 — включая и достроенные в середине 1920-х годов из, как сказали бы сейчас, «технологического задела», уцелевшего в Гражданскую войну.

«Яков Свердлов» 1927—1941

Фото: commons.wikimedia.org

Бывшие имперские корабли получили новые имена. На борту появились вожди российской революции и большевистские деятели («Ленин», «Троцкий», «Сталин», «Фрунзе», «Шаумян», «Артем» и др.), теоретики и деятели мирового революционного движения («Карл Маркс», «Энгельс», «Карл Либкнехт»). Недостроенного черноморца «Занте», изначального названного в честь одной из побед Ф.Ф. Ушакова в Ионическом море, переименовали в «Незаможник» («бедняк» по-украински).

Бывшие «новики» в красном флоте прижились. Более того, с учетом потерь в тяжелых кораблях и крайне недостаточного строительства новых (до второй половины 1930-х) они, по сути, стали основными деятельными боевыми единицами.

В таком виде они, после ряда модернизаций, встретили и Великую Отечественную. В ней они показали себя достойно, причем не давали спуску и более новым и куда как более мощным эсминцам проекта 7 («семеркам»). Сравнивать эти корабли по боевым возможностям несколько странно, это разные поколения. Но «новики» уели своих младших высокотехнологичных братьев по мореходности: конструкция «семерок» оказалась крайне неудачной, а старые эсминцы держали волну получше.

К сожалению, ни одного корабля этого типа не сохранилось. Это вообще печальная страница в истории советского флота: массовый вывод боевых единиц без попыток сделать из них корабли-музеи. В результате были отправлены в металлолом десятки кораблей, в том числе уникальных и прошедших славный боевой путь — например, балтийские линкоры, крейсер «Киров» (от которого оставили только две башни главного калибра), а также и «новики», прошедшие вторую войну.

 

Читайте также
Прямой эфир