Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Депутаты предложили не наказывать за самооборону при защите жилища
Происшествия
В Ростове-на-Дону упаковочная пленка спровоцировала вспышку на подстанции
Общество
Губернатор Мурманской области сообщил о создании в регионе Центра защиты китов
Культура
Пересильд назвала музыку своим нынешним приоритетом в творческой деятельности
Армия
Российские морпехи установили наблюдательные посты на островах Днепра
Общество
Истекшие срочные договоры беременным продлят до трехлетия ребенка
Мир
Секретарь СБ Армении обсудил с Салливаном сотрудничество по безопасности
Экономика
Пенсионные резервы в российских НПФ достигли почти 2 трлн рублей
Мир
В Великобритании отметили дефицит лекарств в аптеках
Мир
Швейцария выразила готовность организовать следующую конференцию по Украине
Экономика
Telegram и VK перетянут рекламу с зарубежных ресурсов
Происшествия
В ДНР в результате удара ВФУ погиб мирный житель
Мир
Постпред РФ Ульянов допустил поправки в ядерную доктрину страны
Спорт
Сборная Англии с минимальным преимуществом обыграла команду Сербии на Евро-2024
Общество
Синоптики предупредили москвичей о дождях, грозах и порывистом ветре 17 июня
Мир
В Турции 16 тыс. человек получили травмы при жертвоприношении в Курбан-байрам
Мир
СМИ сообщили о лишении рэпера Пи Дидди ключа от Нью-Йорка из-за скандального видео

«Найденный фрегат Transport Royal — отец русского флота»

Руководитель экспедиции, обнаружившей любимый корабль Петра I, — о значении уникальной находки, на поиски которой ушло 3 года
0
«Найденный фрегат Transport Royal — отец русского флота»
Модель яхты The Transport Royal. Фото: isaac.spb.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

У берегов шведского Гетеборга экспедицией, проводимой исландской компанией iXplorer ocean research и шведской фирмой Diving Unlimited при поддержке российских дайверов и ученых, была сделана сенсационная находка — любимый корабль Петра I Transport Royal, затонувший здесь 1715 году. Руководитель экспедиции Алексей Михайлов рассказал «Известиям» о том, как проходили поиски и какие фрагменты судна надеются поднять с морского дна отечественные исследователи.

 Что нового вы узнали, обнаружив знаменитую яхту российского императора?

— Вообще это не яхта, а скорее малый фрегат: трехмачтовое судно примерно 30 м в длину. Его модель, сделанная в середине XIX века, хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга, но она не соответствует оригиналу: у нее две мачты. На самом деле любимый фрегат Петра был трехмачтовым, что подтверждают архивные документы. И при осмотре объекта это подтвердилось.

 Долго ли вы искали Transport Royal?

— Три года мы вели целенаправленные поиски. Сомнений в том, что это фрегат Петра, у нас нет. Мы уже провели анализ древесины: в киле и фальшборте находятся английские и русские гвозди, также мы нашли архангельские кирпичи, которые использовались при строительстве корабельных печек. Дендрологический анализ показал, что судну 300 лет. Но главное, что у нас есть найденная в шведских архивах карта военного капитана, который в 1715 году спасал с тонущего фрегата команду. Место гибели Transport Royal он отметил на карте крестиком. Эта карта помогла сузить район поисков, а также не оставила сомнений, что затонувшее тут судно — тот самый любимый фрегат Петра I.

В чем сенсационность находки?

— Это именно тот фрегат, по образцу которого Петр приказал строить военные корабли русского флота. Если знаменитый ботик Петра I — это прадедушка русского флота, то фрегат Transport Royal — его отец. Название в переводе со старофранцузского значит «Королевский восторг». Петр получил этот фрегат в дар от короля Англии Вильгельма III, когда совершил свое уникальное путешествие заграницу в 1698 году — первым из русских царей. Хотя это был и не совсем бескорыстный подарок: Петр в обмен на фрегат отдал Англии табачную монополию, да еще и заплатил за его оснастку из собственного кармана. Но Петр сразу понял, что по возвращении в Россию можно будет начать производство кораблей по образцу Transport Royal. Что и было сделано в Воронеже и на Соломбальских верфях.

— Кстати, получается, что вы обнаружили фрегат практически в день его гибели?

— Он затонул почти ровно 300 лет назад — 28 сентября 1715 года по старому стилю, что соответствует 8 октября. Мы нашли Transport Royal как раз 27 сентября этого года, в территориальных водах Швеции около островного архипелага недалеко от Гетеборга.

Что будет с находкой дальше?

— По закону всё, что утонуло в шведских территориальных водах до 1850 года, принадлежит этой стране. Но мы уже подали прошение в Гетеборский департамент подводной археологии, где просим рассмотреть вопрос о предоставлении хотя бы фрагментов корабля для консервации и экспонирования в одном из российских музеев. Ведь это просто уникальная находка!

Насколько хорошо сохранился фрегат?

— Он лежит на глубине всего 10 м, но в одном из самых штормовых мест в этой районе и за 300 лет корпус сильно разбило, а большая часть судна лежит в песке. Что, кстати, и позволило ему хорошо сохраниться: обычно деревянные суда плохо сохраняются, так как в этих водах большая биологическая активность и древесину уничтожают корабельные черви. Поэтому очень хорошо, что киль и часть бортов фрегата оказались скрыты в песке: это дает нам возможность работать с фрагментами судна, которые разбросаны на территории 75 кв. м.

— Какие части фрегата самые ценные с музейной точки зрения?

— Мы надеемся найти корабельные пушки — они должны лежать где-то в песке. Первые пушки с  Transport Royal и других затонувших в этом районе судов были подняты шведской экспедицией еще в 1722 году. Но пушки подняли не все, и мы их обязательно еще обнаружим. Правда, получить разрешение на подъем будет непросто, потому что у шведов подход другой: у них принято оставлять предметы там, где они найдены. Но надеюсь, что мы сможем объяснить уникальность этой находки для русской истории, и нам позволят забрать хотя бы пушки.

Когда планируете новую экспедицию?

— Скорее всего, в декабре. Нам предстоит очень много работы по дальнейшему изучению  объекта.

Комментарии
Прямой эфир