Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
В Госдуме предложили увеличить выплаты по ОСАГО до 650 тыс. рублей
Политика
Правительство РФ не поддержало законопроект о депремировании работников
Происшествия
СК предъявил обвинения напавшему на полицейских с ножом в Приморье мужчине
Армия
Силы ПВО уничтожили 23 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Аэропорт Антальи возобновил прием рейсов после возгорания самолета «Азимута»
Мир
The Economist сообщил о выполнении плана мобилизации на Украине на две трети
Мир
Генконсульство РФ проработало вопросы помощи пассажирам «Азимута»
Общество
Патрушев назвал Россию ведущим экспортером продовольственных товаров
Мир
Самолет авиакомпании «Азимут» загорелся при посадке в Анталье. Что известно
Происшествия
При столкновении грузовика и автобуса в Ленинградской области пострадали 11 человек
Мир
В результате переворачивания двух судов у Мадагаскара погибли 24 человека
Общество
Уголовное дело возбуждено после столкновения фуры и автобуса в Ленобласти
Армия
Система РЭБ «Купол Донбасса» сорвала 189 атак БПЛА ВСУ за прошедшую неделю
Происшествия
В Ростовской области задержаны замгубернатора и замминистра транспорта региона
Общество
В ГД рассказали о большом количестве обращений о нагрузке школьников
Политика
Песков указал на эскалирующие действия администрации Байдена в ситуации на Украине
Мир
Сенатор США предложил уволить всех причастных к преследованию Трампа
Происшествия
В Калуге начался пожар на промышленном предприятии после атаки БПЛА

«Фантастика — только повод поговорить о человеке»

Продюсер Наталья Мокрицкая — о новом фильме по роману Сергея Лукьяненко, национальной идентичности и наследии «Дозоров»
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В российский прокат вышел фильм «Черновик» Сергея Мокрицкого по роману Сергея Лукьяненко. 31 мая мировая премьера фильма состоится в США и в Китае. Корреспондент «Известий» встретилась с продюсером проекта и супругой режиссера Натальей Мокрицкой и расспросила ее, как снять блокбастер за минимальные деньги, чем заинтересовать зрителей и можно ли «Черновик» переписать набело.

— Вы занимались авторским кино, затем продюсировали «Битву за Севастополь». Что вас побудило взяться за масштабную фантастику?

— Я захотела расширить аудиторию фильмов, над которыми работаю. Потому что сил отдается много, а народу смотрит всё меньше и меньше. И дело даже не в сборах — меня интересует публика. Начав с детской картины «Страна хороших деточек», продолжив «Битвой за Севастополь» и сегодня «Черновиком», мы подтверждаем свою позицию — заниматься зрительскими фильмами с помощью режиссеров авторского кино.

Это люди, у которых есть своя позиция, не индустриальный, а авторский подход. Оказывается, он приносит плоды. Подтверждение — наш молодой режиссер Ваня Твердовский. Он получил Гран-при в Карловых Варах за «Класс коррекции», а за «Зоологию» — приз «Кинотавра».

Сейчас режиссеры авторского кино пошли на телевидение и стали делать достойные сериалы. Например, Алексей Попогребский снял «Оптимистов» и получил за него «Золотого орла». Борис Хлебников работает над сериалом «Обычная женщина» с Аней Михалковой в главной роли. Это говорит о том, что авторская позиция востребована медийной индустрией.

— С чего началась история экранизации «Черновика»? Почему вас заинтересовала книга фантаста Сергея Лукьяненко?

— Я с детства очень любила фантастику, как и все советские дети. Возможно, это расширяло нам сознание. Мы любили Гарри Гаррисона, Лема, Стругацких. Когда появился Лукьяненко, мне показалось, что это замечательный автор и что традиция советской фантастики не прервалась.

Сергей Васильевич — писатель, придумывающий свои миры. Прочитала все его книги. «Черновик» полюбила сразу. История о молодом парне Кирилле Максимове, которого в один момент как бы вычеркнули, стерли из жизни. В его квартире живут другие люди, друзья его не узнают. И он становится «таможенником», путешествующим между мирами.

Мне показалось, что с помощью небольших вложений в компьютерную графику можно сделать интересную для русской аудитории картину. Но в одном я ошиблась: деньги оказались совсем не маленькими.

— Павильонными съемками не обошлось?

— К сожалению, нет. Графика в кино оказалась самым дорогим, что может быть. И ее в фантастической картине очень много. Тяжело делать фильм с бюджетом в одну сцену «Аватара». Тем не менее государственные кинематографические структуры мне доверяют. Я очень благодарна Фонду кино, который фильм изначально поддержал финансово и морально. 

— Автор «Черновика» сразу согласился продать права на экранизацию романа?

— «Черновик» много раз пытались купить другие компании, но материал очень непростой. Наша компания была четвертой, купившей опцион на эту книгу. Так что у Сергея Лукьяненко был выбор. Он выбрал нас, потому что ему понравилась картина «Битва за Севастополь», которую снял Сергей Мокрицкий. Кстати, в «Черновике» режиссер предложил писателю небольшую роль. Так что Лукьяненко появится в одном эпизоде.

— «Черновик» рекламируют как фильм «от автора «Ночного и Дневного дозоров». Даже название картины написано тем же шрифтом. Это привет и Тимуру Бекмамбетову?

— Безусловно. А еще — «Первому каналу» и Константину Львовичу Эрнсту, который воплотил вселенную «Дозоров». Но придумал ее, конечно, Сергей Лукьяненко. Вместе с Тимуром Бекмамбетовым эта команда совершила продюсерское чудо — взяв абсолютно авторское, артхаусное кино, сумела донести его до широчайшей аудитории. То, что «Дозоры» стали блокбастерами, — реальный подвиг. Конечно, мы в маркетинге «Черновика» использовали успешные находки предшественников.

— В вашем фильме постоянно в кадре Кремль. Надо ли было получать разрешение на съемки?

— Нет. Кремль — национальное достояние. Снимать его не запрещается. Кроме сцен в современной Москве Кремль в «Черновике» появляется в разных мирах, по которым путешествует главный герой. Усилиями художников кремлевские стены останутся на месте, но выглядеть они будут иначе, нежели мы привыкли. Да и столица у нас разная. Москва — очень сложный город для съемок. И прекрасно, что полтора года назад заработала Московская кинокомиссия. Она помогает с перекрытием улиц, социальной рекламой и многими другими организационными вопросами.

— Сергей Мокрицкий отдал главную роль молодому актеру Никите Волкову. Почему не взяли известного артиста? 

— На главную роль было 48 претендентов. Пробовались все современные звезды от Милоша Биковича до Данилы Козловского. Но режиссер не хотел брать раскрученного артиста. Его интересовали неизвестные ребята. Никита Волков — очень одаренный актер. Работает в Театре Ленсовета в Петербурге. В нем есть эротичность, профессионализм, фанатичная любовь к своему делу.

Главную героиню сыграла тоже нераскрученная актриса — Ольга Боровская из Театра имени Вахтангова. Это ее первый фильм. Она необычная. Все, кто смотрел картину, говорят, что «на таких женщинах женятся, а не гуляют с ними». Значит, правильно выбрали, потому что у нас она исполняет роль женщины, к которой герой Никиты возвращается из всех «путешествий».

— Не было ли у него или у вас соблазна вмешаться в историю Лукьяненко? Например, добавить что-то от себя?

— А то! Мы с Сергеем придумали матрешек-роботов. Хотя изначально в книгах Лукьяненко был другой персонаж-убийца — спрут. Мне показалось, он менее узнаваем. Матрешка круче. Муж и жена — одна сатана. Ну и решили, что русские улыбчивые матрешки на самом деле — злобные и являются орудием убийства. Когда они раскрываются, внутри у них оказываются юбочки из пил, а еще пулеметы и пушки. И к тому же наши матрешки летают. 

— Вы не боитесь, что «Черновик» будут сравнивать с «Притяжением»? Некоторые посчитали, что, взявшись за экранизацию фантастики, Федор Бондарчук сильно рисковал. Трудно в этом жанре переплюнуть Голливуд.

— Я восхищаюсь Федором Сергеевичем, у него чутье на кино, которое понравится зрителям. Если нас будут сравнивать с Бондарчуком, я буду только рада. Ну а если нам удастся столько же заработать — счастлива. «Притяжение» собрало почти 1 млрд рублей.

Может ли наша фантастика конкурировать с голливудскими блокбастерами?

— К сожалению, нет. У них — огромная индустрия, бюджеты. Да и менталитет у нас другой. Русский человек любит пофилософствовать и порассуждать. Поэтому в нашем фильме фантастика — не основное. Мы говорим о том, что нужно научиться ценить и любить своих родителей, свою женщину, детей, дом, даже собаку. А еще философствуем на тему, что будет, если ты это потеряешь. Поэтому фантастический мир для нас — это только повод поговорить о себе и своей идентичности. Но русский взгляд интересен иностранцам. 

— Опыт работы с авторским кино помог вам рачительно освоить бюджет крупного метра?

— Конечно. Я очень жадный продюсер (смеется)! Минимизирую все траты. У нас очень небольшой бюджет. 200 млн рублей — это мало для такой картины. Я пришла из авторского кино, а там бюджеты вообще мизерные — миллионов 20–30. Конечно, нам нужно, чтобы всё выглядело конкурентоспособным на международных кинофестивалях. Но мы умеем это делать.

Справка «Известий»

Наталья Мокрицкая в 1992 году окончила сценарно-киноведческий факультет ВГИКа.

С 2006 года занимается продюсерской деятельностью. Продюсировала картины  «Изображая жертву», «Юрьев день», «Мой папа Барышников», «Класс коррекции», «Битва за Севастополь», «Кино про Алексеева». Лауреат премии правительства РФ (2016).

 

 

Читайте также
Прямой эфир