Эра Женовача
Через 40 дней после ухода из жизни Олега Павловича Табакова на Основной сцене Московского художественного театра состоялся общий сбор труппы. На мероприятии министр культуры Владимир Мединский представил коллективу его нового руководителя — Сергея Васильевича Женовача — и рассказал о появлении нового филиала у прославленной сцены.
Сбор труппы министр предложил начать не с минуты молчания, а с аплодисментов Олегу Табакову. После овации, устроенной залом в память о любимом худруке, Мединский представил нового руководителя МХТ.
— Сергей Васильевич Женовач для вас человек не посторонний, он ставил на этой сцене, его знают в театральном сообществе, — заявил министр. — Мы убеждены, что он продолжит классическую линию Московского художественного театра.
Месяц назад, 23 марта, в Минкультуры состоялся художественный совет, на котором присутствовали руководители крупнейших федеральных театров: Лев Додин, Александр Калягин, Евгений Писарев, Валерий Фокин, Римас Туминас и др. На пост худрука МХТ рассматривалось несколько кандидатур, в том числе и из присутствовавших на совете. Но все они отказались от такого ответственного поста в пользу Сергея Женовача. Тогда же определились и с директором театра — им был назначен Юрий Кравец.
Студию театрального искусства (СТИ), которую создал и 13 лет возглавлял Сергей Васильевич, решили перевести в статус филиала МХТ.
— Для меня то, что происходит сейчас, — перемена всего образа жизни, — признался труппе Сергей Женовач. — Олег Павлович — великий артист, великий человек, повторить его сложно. Мне тревожно и радостно. Хочется войти сюда, ничего не ломая, а развивая. Готов служить этому легендарному месту.
Как рассказал худрук, такие предложения поступают редко. Их или принимают, или больше не ждут.
— Мне было приятно, что весь режиссерский цех, присутствовавший на том совете в министерстве, поддержал мою кандидатуру. Все и поздравляли, и сочувствовали, — отметил Сергей Женовач.
Впрочем, сочувствие — не то, в чем нуждается Сергей Женовач. Сейчас ему важнее поддержка. Поэтому в театр он пришел с близкими ему людьми. Главный художник СТИ Александр Боровский теперь будет отвечать за художественно-постановочную часть в МХТ. Но для Александра Давидовича это знакомое место, он занимал эту должность много лет. Кроме того, худрук пожелал видеть рядом с собой художника по свету Дамира Исмагилова, также работавшего в МХТ.
Женовач сообщил, что осенью в театр будут приглашены новые режиссеры. Внимание он обратит не только на постановщиков с громкими именами, но и в целом на поколение сорокалетних. Пока же Сергей Васильевич не собирается идти напролом и даже не претендует на кабинет Табакова.
— Мне пока дали «уголок», и он мне нравится, — поделился с «Известиями» худрук. — Я был в кабинете худрука, когда его еще занимал Олег Николаевич Ефремов. Потом он стал кабинетом Олега Павловича. Я воспринимаю это как часть легенды. Это намоленное место. А я готов и в уголке сидеть, для меня это не важно.
Как заметил худрук «Табакерки» Владимир Машков, пришедший поддержать Сергея Женовача, и Ефремова, и Табакова не ждали в Художественном театре с распростертыми объятиями. Даже корифеи писали подметные письма. Но времена поменялись, и сейчас всё по-другому. С этим согласилась и заслуженная артистка России Дарья Юрская, признавшаяся «Известиям», что большая часть труппы рада назначению Женовача.
— Было радостно услышать его слова про драматический театр и живого человека на сцене. И то, что он, придя в полный зал, не постеснялся показать свое волнение. Мы должны стать родными людьми, поэтому зачем притворяться, — отметила она.
Народный артист РФ Сергей Сосновский считает, что такой большой корабль, как МХТ, не может оставаться без капитана.
— Да, у нас был настоящий морской волк, для нас он был богом, и самое страшное, что его уже не будет, — признался он «Известиям». — Для меня пока потеря Олега Павловича важнее, чем смена руководства. Я не думаю стратегически, не рассуждаю, куда поплывет наш корабль. На нем я юнга. И если новый капитан взялся за штурвал, значит, он ощущает в себе силу.
О том, что будет с репертуаром МХТ, Сергей Женовач пока не решил.
— Будем потихоньку вникать, смотреть спектакли, — ответил он на вопрос «Известий». — На трех сценах идет очень много спектаклей, занято много артистов. Вмешиваться в репертуар — это менять судьбы людей. Будем делать всё бережно.
Напор же пригодится руководству для контроля за строительством филиала МХТ на Коломенской. Как заверил «Известия» министр культуры, этот проект не остановится ни при каких обстоятельствах, даже политических.
— Трамп нам точно не помешает достроить филиал, — пошутил министр. — Думаю, что всё пойдет по графику.
В завершение мероприятия новый руководитель МХТ процитировал пьесу Чехова «Три сестры»: «Будем жить, милые сестры. Будем жить».