Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп впервые показал ухо после ранения в результате покушения
Мир
В Китае назвали нормальным совместное с РФ авиационное патрулирование в АТР
Мир
Кеннеди-младший пообещал резерв в 4 млн биткоинов в случае избрания президентом
Мир
Глава бюджетного комитета рады предупредила ВСУ о перспективе остаться без зарплат
Мир
На параде спортсменов в Париже сборную Южной Кореи объявили как КНДР
Армия
Силы ПВО уничтожили семь украинских беспилотников над Рязанской областью
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о работе ПТРК «Штурм-С» на харьковском направлении
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Общество
Песков заявил, что о мобилизации в РФ речи не идет
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Армия
Рязанские десантники дроном уничтожили командный пункт пехотного батальона ВСУ

Реквием по империи

Персональная экспозиция Павла Рыженко предлагает эмоциональный взгляд на историю революции
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В московском Фонде славянской письменности и культуры проходит выставка Павла Рыженко «Исход великой Империи». Крупноформатные полотна калужского художника-реалиста посвящены драматичным событиям 100-летней давности — казни Николая II и Гражданской войне. После смерти Рыженко в 2014 году это одна из крупнейших столичных ретроспектив его творчества. 

Мастер неоднократно признавался, что события революционных лет он воспринимает как личную трагедию. А поскольку искусство для него — предельно искреннее, эмоциональное высказывание, Рыженко не боялся обвинений в субъективизме и закладывал в каждую композицию однозначный, легко читаемый посыл — осуждал отречение нации от религии, предательство воинской присяги и цареубийство. 

Избегая демонстрации батальных сцен как таковых, Рыженко метафорически представил губительные последствия двух революций. Вот красноармеец испуганно замер, услышав колокольный звон — напоминание о вероотступничестве. А вот эмигрант, в прошлом — офицер русской армии, с болью глядит в зеркало парижского кафе: теперь он вынужден работать официантом и распродавать свои боевые ордена, чтобы свести концы с концами. Развернутая аннотация к картине подсказывает: несчастный застрелится.

В галерее трагических персонажей художника — белогвардеец, принявший монашеский постриг на Афоне после поражения армии Деникина, комдив, ставший иноком-отшельником, наконец, сам Николай II — фигура для Рыженко бесспорная. С холстов на зрителя глядит царь-мученик — символ той России, которая с падением монархии была потеряна безвозвратно.

Рыженко считал, что его творчество — это исповедь. Для публики, однако, картины калужского живописца — скорее проповедь. Красноречивое, патетическое и глубоко религиозное высказывание. 

Правда, сегодня это высказывание могут услышать немногие — живописное наследие Рыженко не представлено в государственных музеях, а хранители коллекции — вдова и сын художника — признаются, что подходящие условия для содержания полотен они обеспечить не могут.

— Коллекция включает около 200 картин, в том числе 70 крупноформатных исторических полотен, — поделилась с «Известиями» Анастасия Рыженко, вдова Павла Викторовича. — Еще когда художник был жив, обсуждалась идея передачи его наследия Калуге. После смерти Павла нам предложили сделать музей в усадьбе Щепочкина в поселке Полотняный Завод, но там требовалась серьезная многолетняя реставрация. Плюс ко всему мы уверены, что творчество Павла Рыженко имеет значение для всей России, а не только для региона. Поэтому мы бы хотели экспонировать картины и в Москве, и в других регионах — в формате передвижных выставок. 

По словам Анастасии Рыженко, с 2014 года прошло 15 персональных выставок Рыженко. В том числе большим успехом пользовалась недавняя экспозиция «Русь Святая» в Ставрополе, организованная в рамках форума искусств «Золотой витязь» — за месяц ее посетило более 6 тыс. человек. Но большую часть времени полотна Рыженко просто лежат на складе, что, естественно, для живописного слоя губительно. Картины уже приходится реставрировать, хотя с момента их написания прошло не так много времени.

Наследники надеются, что найдется музей или меценат, который возьмет на себя сохранение и экспонирование коллекции, но пока остается довольствоваться демонстрацией отдельных циклов, как в случае с «Исходом великой Империи». Но даже такие проекты производят весьма цельное впечатление и позволяют составить представление о творчестве Павла Рыженко.

 

Прямой эфир