«Нужны люди, способные рискнуть»
К 2035 году в России должно появиться 300 тыс. инженеров, способных решать абсолютно новые технологические задачи. Об этом, а также о прорывных проектах Национальной технологической инициативы (НТИ) в интервью «Известиям» рассказал генеральный директор Российской венчурной компании (РВК) Александр Повалко.
— Недавно завершилась организованная Российской венчурной компанией олимпиада НТИ. Какую роль государство отводит РВК в поиске талантливой молодежи?
— РВК является проектным офисом Национальной технологической инициативы. У нас на глазах формируются совершенно новые рынки: беспилотный транспорт, персональная медицина, нейротехнологии, «фабрики будущего». Уже есть отдельные продукты, но рынков как таковых здесь еще не существует. Если сейчас начать искать идеи, вкладывать ресурсы — не только деньги, — то через 5–10 лет мы получим уникальные компании с продуктами, которых нет ни у кого. И именно они будут на этих рынках задавать тон.
Для такого прорыва необходимы квалифицированные кадры. Поэтому РВК участвует в проектах, связанных с поиском талантов для нужд технологического развития, с образовательными технологиями. Среди них — олимпиада НТИ. Это инструмент поиска и поддержки талантливых детей. Она отличается от классических олимпиад проектным характером. Школьники объединяются в команды и работают над решением реальных инженерных задач. Например, собирают модель микроспутника или разрабатывают систему управления бионическим протезом кисти.
В этом цикле мы получили 20 тыс. заявок от школьников со всей страны — в два раза больше, чем в прошлом году. Наша задача — наладить устойчивый механизм поиска детей, из которых вырастут талантливые инженеры.
— Сколько же должно появиться таких инженеров?
— Чем больше, тем лучше. Когда АСИ (Агентство стратегических инициатив. — «Известия») проводило оценку стратегии Национальной технологической инициативы, был назван нижний порог. Это 300 тыс. инженеров, способных искать решения абсолютно новых технологических задач.
— Мы должны стать лидерами на этих новых рынках?
— В 2035 году мы должны занимать на них существенную долю. При этом, по нашим расчетам, емкость каждого из новых рынков составит не менее $100 млрд.
— Вы работаете только со школьниками?
— РВК реализует образовательные программы на самых разных уровнях. У нас есть собственная кафедра в МФТИ. Она занимается подготовкой аналитиков венчурного рынка и руководителей сложных технологических проектов. Мы рассчитываем, что кафедра станет базой для распространения сетевой модели подготовки специалистов на другие вузы.
Также есть программа курса технологического предпринимательства, разработанная совместно с ИТМО и МГУ. Этот курс мы планируем тиражировать в технических университетах. К 2020 году его должны пройти около 10 тыс. студентов.
С технологическими барьерами сложнее — здесь нужны люди, способные рискнуть и предложить решения вне привычных рамок. Такие кадры мы ищем в ходе технологических конкурсов НТИ. В этом году мы проведем два подобных конкурса. Первый — на разработку беспилотных авто, которые смогут ездить в условиях русской зимы, без дорожной разметки, во время метели и снегопада. Второй предполагает создание водородных топливных элементов для коптеров и автомобилей. Для победы в этом конкурсе разработанные топливные элементы должны будут превзойти мировые аналоги.
— Какие интересные проекты реализуются в рамках «дорожных карт» НТИ?
— Всего мы напрямую поддержали 30 проектов. Как минимум половина из них имеет существенные рыночные перспективы.
Вот, например, «Цифровая модель типового региона» от команды «Геоскан». Сложное название, но суть простая: автоматическое картирование и геодезическая разметка территории на базе беспилотной фотосъемки. Эта компания умеет делать из плоского снимка объемный, автоматически «сшивать» отдельные фото и выдавать на выходе полноценную 3D-модель региона. Информация может использоваться для выявления кадастровых ошибок и нарушений. Сейчас «Геоскан» разрабатывает цифровые модели территорий по заказу властей Татарстана и Новгородской области.
Хорошие результаты показывает «АгроНТИ». Это экспериментальная площадка для новых сельскохозяйственных технологий в Белгородской области. В прошлом году в регионе при помощи беспилотников был проведен мониторинг 20 тыс. га полей. Разработаны высокоточные карты, контролировалось качество посевных работ. Полученный экономический эффект оценивается в 35 млн рублей. Сейчас обсуждается расширение площадей, охваченных мониторингом, до 100 тыс. га, к системе подключаются региональные агрохолдинги.
Традиционно много успешных разработок в сфере нейротехнологий. Например, есть проект по созданию линейки ассистивных устройств с нейроуправлением. Они помогают пациентам после травм или некоторых заболеваний, людям с ограниченными возможностями.
В этом году планируется начать продажи нейрогарнитуры для управления электроколясками, экзоскелетами, инфраструктурой «умного» больничного места. Стоимость базового набора, по предварительным оценкам, — около 25 тыс. рублей. Устройство считывает сигналы мозга и преобразует их в управляющие сигналы. Устройство может быть востребовано не только в России, но и на международном рынке.
— Каков будет объем финансирования НТИ?
— На этот год в бюджете запланировано около 7 млрд рублей на поддержку проектов НТИ, включая финансирование Фонда содействия инновациям.
— Достаточно ли квалифицированных команд разработчиков, чтобы освоить этот бюджет?
— Хороший вопрос. Желающих освоить бюджет у нас более чем достаточно. А вот проектов, которые носят прорывной, платформенный характер, немного. В этом смысле мы сталкиваемся с проблемой нехватки кадров. У нас есть разные инструменты поиска компаний, мы взаимодействуем с ними, убеждаем включаться в работу по развитию Национальной технологической инициативы. Государство готово взять на себя риски фирм и проектов.
В прошлом году РВК стала оператором конкурса по созданию центров компетенций НТИ на базе вузов и научных организаций. Предполагается, что такие центры станут одним из источников новых решений на стыке рынков НТИ и цифровой экономики. Это блокчейн, квантовые технологии, искусственный интеллект, «интернет вещей», машинное обучение.
Исследовательская работа будет идти в кооперации с компаниями — лидерами в соответствующих отраслях. Необходимо создавать консорциумы крупного бизнеса и фундаментальной науки. Это ускорит коммерциализацию разработок центров и позволит быстро выводить новые продукты на рынок. В апреле станут известны победители по восьми направлениям.
— Расскажите о пока не принятых «дорожных картах» — «Фэшннет», «Фуднет» и «Сейфнет».
— В виде концепции они уже есть. Новые технологии в сфере моды и легкой промышленности развиваются очень стремительно. Представьте, что в вашу одежду встроены датчики, которые постоянно мониторят состояние вашего здоровья. Или рассмотрим платье, которое трансформируется под фигуру. Также появляются новые материалы и совершенно неожиданные способы переработки. В целом это отрасль с большими рыночными перспективами.
Проекты «Фуднет» могут серьезно поменять качество жизни. Если вам индивидуально подобрать диету, это прибавит вам примерно пять лет жизни. Это не означает догматичного «сегодня белки, а завтра углеводы». Речь идет о сбалансированной еде, но персонализированной, как и медицина.
«Дорожная карта» «Сейфнет» предполагает разработку систем безопасности. «Умный» дом может легко превратиться в газовую камеру, если его взломают злоумышленники. Или он может передавать информацию о вас заинтересованным лицам. Еще пример — в ближайшем будущем беспилотные автомобили будут обмениваться информацией на дороге. От того, насколько защищены эти каналы обмена данными, будет зависеть безопасность всей транспортной сети. Эти проблемы должны решать технологии «Сейфнет».
Концепции этих «дорожных карт» должны быть утверждены межведомственными рабочими группами, после чего их рассмотрит Совет по модернизации экономики и инновационному развитию при президенте России.