Гаспар и розовые дамы
Большой драматический театр (БДТ) имени Товстоногова выпустил спектакль «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание». Это первая часть триптиха по сказке Юрия Олеши. Когда соберутся все три — неизвестно. Предыдущий спектакль Андрея Могучего «Губернатор» исполнен трагических предчувствий исторической катастрофы, а в «Трех толстяках» катастрофа — космическая — произошла до начала действия.
Публике говорят, что 15 лет назад на Землю проникла разрушительная энергия «Т-3». Спасти планету может лишь ученый Гаспар Арнери (Александр Ронис), о чем ему сообщают светлые посланницы космоса «Розовые дамы»: это «растроившаяся» в спектакле тетушка Ганимед. Га играет Марина Игнатова, Ни — Елена Попова, а Мед — Ирина Патракова. Когда хаос войны сметает убогое жилище ученого, «Розовые дамы» оберегают научную интеллигенцию в лице ученого, ведя ее к «интеллигенции» творческой, представленной бродячими артистами.
Сценография Александра Шишкина отсылает к автоинсценировке пьесы Олеши, состоявшейся на той же сцене в 1930 году. Определение «феерическая пышность», мелькающее в откликах на тот спектакль, применимо и к работе Могучего. Гаспар Арнери ловко взбирается на затейливую конструкцию — как насекомое, о котором он читает лекцию. Потом стена рушится, и на сцене воцаряется хаос, талантливо организованный режиссером и художником.
Опыт Могучего в сфере массовых зрелищ дает о себе знать. Пространство освоено по горизонтали и вертикали, действие вырывается и за пределы сцены-коробки. Над партером протянут канат, по нему идет Тибул, по канатоходцу палят, и он, упав, исчезает.
Это визионерское, насыщенное трюками действо выглядит попыткой актуализировать авангардный — 1920-х годов — период этого театра, когда БДТ из средоточия актерских индивидуальностей становился «театром художника». Этот сдвиг отчасти повторяется и на сегодняшнем этапе. Сейчас в БДТ уже сложно представить себе спектакль «длинной волны» с развернутыми актерскими партиями по законам «психологического анализа».
Что же актеры? Есть Гаспар Арнери Рониса — ему пока не удается наладить контакт с залом, и спектакль проседает. Зато запоминаются чиновница в блистательном исполнении Ируте Венгалите и добродушный плутоватый хозяин балаганчика — Дмитрий Воробьев.
Спектакль при всей пестроте стремится к единому оптимистическому тону игры и элегантной иронической интонации: несмотря на серьезность темы, постановка всё же для зрителей от 12 лет. Она стилизована под масскульт (авторы сознательно обращаются к уличному театру, компьютерным стрелялкам, «Звездным войнам»), но также напоминает о средневековой мистерии. В «Трех толстяках» люди, силы света и помощники тьмы сливаются в единое лихое действо. Не скажешь, что режиссер окарикатуривает зло, «одушевляя» добро. Улыбку вызывает как бездушная чиновница — Венгалите, так и тетушка Га Игнатовой, разговаривающая с космическим начальством по мобильнику.
Задача «Эпизода 1» — ввести нас в правила игры. Рано говорить о том, во что соберется грандиозный триптих в итоге. Но хочется надеяться, что театр найдет заветный баланс между визионерской эффектностью и выразительностью актерского присутствия.