Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД КНДР назвало Зеленского звездой в написанном США сценарии
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации четвертого БПЛА над регионом
Общество
В Москве заметили захваченную в боях с ВСУ трофейную технику
Мир
Минфин США ввел санкции против двух компаний и четырех физлиц из Ирана
Наука и техника
В России построят научные мегаустановки на экспорт
Здоровье
Врач рассказала об опасных для пенсионеров заболеваниях
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Общество
Глава минздрава Крыма заявил о готовности уйти в отставку в случае нехватки лекарств
Культура
Актер Александр Лойе рассказал о съемках в Перми сериала «Операция «Карпаты»
Армия
Военные ВКС РФ нанесли удар по позициям ВСУ в окрестностях Часова Яра
Общество
Синоптики пообещали москвичам сухую погоду и до +16 градусов в среду
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили позиции ВСУ на купянском направлении
Общество
Стали известны подробности дела задержанного замглавы Минобороны России
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
Метеорологи назвали сроки потепления в Москве и Санкт-Петербурге
Мир
Постпред Ульянов раскритиковал заявление Столтенберга о соседстве с Россией

Гаспар и розовые дамы

Андрей Могучий превратил «Трех толстяков» в космическую энергию
0
Фото: пресс-служба БДТ имени Товстоногова/Стас Левшин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большой драматический театр (БДТ) имени Товстоногова выпустил спектакль «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание». Это первая часть триптиха по сказке Юрия Олеши. Когда соберутся все три — неизвестно. Предыдущий спектакль Андрея Могучего «Губернатор» исполнен трагических предчувствий исторической катастрофы, а в «Трех толстяках» катастрофа — космическая — произошла до начала действия.

Публике говорят, что 15 лет назад на Землю проникла разрушительная энергия «Т-3». Спасти планету может лишь ученый Гаспар Арнери (Александр Ронис), о чем ему сообщают светлые посланницы космоса «Розовые дамы»: это «растроившаяся» в спектакле тетушка Ганимед. Га играет Марина Игнатова, Ни — Елена Попова, а Мед — Ирина Патракова. Когда хаос войны сметает убогое жилище ученого, «Розовые дамы» оберегают научную интеллигенцию в лице ученого, ведя ее к «интеллигенции» творческой, представленной бродячими артистами.

Сценография Александра Шишкина отсылает к автоинсценировке пьесы Олеши, состоявшейся на той же сцене в 1930 году. Определение «феерическая пышность», мелькающее в откликах на тот спектакль, применимо и к работе Могучего. Гаспар Арнери ловко взбирается на затейливую конструкцию — как насекомое, о котором он читает лекцию. Потом стена рушится, и на сцене воцаряется хаос, талантливо организованный режиссером и художником.

Опыт Могучего в сфере массовых зрелищ дает о себе знать. Пространство освоено по горизонтали и вертикали, действие вырывается и за пределы сцены-коробки. Над партером протянут канат, по нему идет Тибул, по канатоходцу палят, и он, упав, исчезает. 

Это визионерское, насыщенное трюками действо выглядит попыткой актуализировать авангардный — 1920-х годов — период этого театра, когда БДТ из средоточия актерских индивидуальностей становился «театром художника». Этот сдвиг отчасти повторяется и на сегодняшнем этапе. Сейчас в БДТ уже сложно представить себе спектакль «длинной волны» с развернутыми актерскими партиями по законам «психологического анализа».

Что же актеры? Есть Гаспар Арнери Рониса — ему пока не удается наладить контакт с залом, и спектакль проседает. Зато запоминаются чиновница в блистательном исполнении Ируте Венгалите и добродушный плутоватый хозяин балаганчика — Дмитрий Воробьев.

Спектакль при всей пестроте стремится к единому оптимистическому тону игры и элегантной иронической интонации: несмотря на серьезность темы, постановка всё же для зрителей от 12 лет. Она стилизована под масскульт (авторы сознательно обращаются к уличному театру, компьютерным стрелялкам, «Звездным войнам»), но также напоминает о средневековой мистерии. В «Трех толстяках» люди, силы света и помощники тьмы сливаются в единое лихое действо. Не скажешь, что режиссер окарикатуривает зло, «одушевляя» добро. Улыбку вызывает как бездушная чиновница — Венгалите, так и тетушка Га Игнатовой, разговаривающая с космическим начальством по мобильнику.

Задача «Эпизода 1» — ввести нас в правила игры. Рано говорить о том, во что соберется грандиозный триптих в итоге. Но хочется надеяться, что театр найдет заветный баланс между визионерской эффектностью и выразительностью актерского присутствия.

 

Прямой эфир