Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

БДТ представил последнюю премьеру сезона

Действие спектакля «Летние осы кусают нас даже в ноябре» разворачивается в репетиционной театра
0
Фото: пресс-служба БДТ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

БДТ имени Товстоногова выпустил последнюю премьеру сезона — спектакль Александра Баргмана по комедии Ивана Вырыпаева «Летние осы кусают нас даже в ноябре». Театр, исторически связанный с «повествовательным» психологическим стилем, вновь впустил в свои стены одного из наиболее радикальных драматургов наших дней, сочиняющего как раз наперекор этой традиции.

Режиссуре Баргмана, ранее работавшего с Вырыпаевым в качестве актера, присущи легкая импровизационная манера, тема игры и театра как такового. Этот мотив смыслообразующий и в спектакле БДТ — действие разворачивается в репетиционной, куда публику проводят мимо актерского буфета и прочих закулисных помещений. Прием «обнажения театра» поддержан сценографом Александрой Дашевской. На сцене среди прочих предметов (скелета динозавра или гигантских цветов, мало что проясняющих в содержательном отношении) — короб для хранения реквизита с техническими надписями.

Артисты сперва представляются публике от своего имени, а потом выступают от лица персонажей. Их трое: супруги Елена (Варвара Павлова) и Марк (Евгений Славский) и их старый друг Йозеф (дебютировавший в БДТ Александр Ронис). Интрига основана на возможной супружеской измене: Марк допытывается, с кем провел его брат Маркус прошлый понедельник — с Еленой или Йозефом (каждый утверждает, что с ним). А может, Маркуса и не было в доме Марка и Елены, но какой же мужчина приходил к ней в тот день?

В исходном тексте героине 35–40 лет, а мужу и другу — 60–70. Значит, автор предполагал иронию в этом адюльтерном сюжете. В спектакле супруги — на пороге среднего возраста (им где-то по 35), друг всего лет на 10 их старше. Баргман как будто «спрямил» пьесу, мелодраматизировал ее. У Вырыпаева чувствуется единая «мелодия» повествования, в спектакле же всё распадается на монологи и диалоги. И хотя действие расцвечено оперными ариями и живой игрой на тарелках, баяне и фортепиано, обильно звучащая музыка существует автономно. Актеры же не знают, что делать с многословным текстом.

И находится типичное в таком случае решение: если непонятно, что играть, будем это делать «с загадкой», с нарочитой недосказанностью. Александр Ронис, изображая замкнутого, отчужденного мужчину, ходит по сцене в черном кожаном плаще и с грустной думой на лице. Легкий, подвижный Евгений Славский чуть водевильно играет обманутого мужа «с тонкой душевной организацией». А вот сдержанная, жестковатая героиня Варвары Павловой взывает к зрителям монологом о предназначении женщины: «Женщина отдает, а мужчина берет. Бог создал женщину из ребра мужчины и повелел ей слушаться его».

Вообще, Вырыпаев силен в балансе между проповедью и стебом, обжигающей лирикой и заведомой банальностью; причем лучше, если проповедь исполнять иронично, а банальность — лирически. В спектакле, такое ощущение, банальности играются банально, а лирика — лирично.

Режиссер явно отсылает к фильму Ингмара Бергмана «После репетиции», где тоже три героя и где театр — пространство, высвечивающее межчеловеческие отношения. У Баргмана в отличие от Бергмана действие происходит во время репетиции. И, пожалуй, единственный весомый смысл, высекающийся из этого, — контраст театра с жизнью, которую не остановить, чтобы начать заново, не переиграть.

Конечно, спектакль — если уж отталкиваться от названия — не «кусает», как оса, это скорее какая-нибудь гусеница, которая со временем, при удачном раскладе, может взлететь бабочкой. Но почему бы и нет? Постановки с открытой структурой и зонами импровизации вполне позволяют такие метаморфозы.

 

Прямой эфир