Ливия покончит с двоевластием
При посредничестве России и Италии была достигнута договоренность о переформатировании главного исполнительного органа Ливии — Президентского совета. Об этом «Известиям» сообщили три источника в российских дипломатических кругах, информацию подтвердил и собеседник в ливийском руководстве. Численный состав Президентского совета сократят, кроме того, он претерпит и качественные изменения — теперь в совет войдут представители двух противоборствующих сторон. Формирование единого органа и ликвидация двоевластия создадут предпосылки для урегулирования кризиса в стране, а в перспективе — порожденных им проблем нелегальной миграции, распространения терроризма и оружия по миру. Эксперты отмечают, что налицо смена вектора, прежде всего в политике западных стран, в сторону объединения ливийцев.
Состав ливийского Президентского совета должен быть сокращен до трех человек, и в него войдут виднейшие представители противоборствующих сторон, рассказали «Известиям» источники в российских дипломатических кругах.
— Сейчас девять человек, а будет три, — пояснил один из собеседников. — Кроме того, в него войдут выходцы не только из Триполи, но из Тобрука. Такая договоренность была достигнута по результатам контактов Москвы с итальянцами.
Другой источник отметил, что речь идет об объединении главных противников под эгидой Президентского совета.
— Предполагается, что в нем останется представляющий Триполи глава Правительства национального согласия, а также нынешний глава совета Файез Саррадж. Но вместе с ним в совете должны быть председатель парламента в Тобруке Агила Салех Иса и командующий ливийской армией Халифа Хафтар, — отметил собеседник.
До недавнего времени Италия, имеющая исторически сильные позиции в Ливии, поддерживала исключительно Файеза Сарраджа. Но, судя по всему, позиция России, которая настаивала на участии всех политических сил в урегулировании, вынудила Рим сменить подходы — и теперь уже там периодически бывают с визитами представители Тобрука.
Ранее в беседе с «Известиями» Файез Саррадж также отмечал возможность объединения с представителями восточной части страны, добавляя, что этого должен захотеть сам ливийский народ.
Источники «Известий» в парламенте в Тобруке и в армии отмечают, что готовы к совместной работе с Триполи и, более того, настаивают на этом, поскольку до сих пор их мнение игнорировалось.
— Мы за. Корень всех проблем кроется как раз в том, что пару лет назад нас решили отодвинуть на второй план, хотя договоренности, достигнутые при посредничестве ООН, предусматривали участие всех политических сил в урегулировании конфликта, — заявил один из собеседников.
Создание Президентского совета — одно из требований соглашений по урегулированию кризиса в Ливии, заключенных в 2015 году при международном посредничестве в марокканском Схирате. Его сформировали, однако нынешний состав вызвал острую критику со стороны представителей парламента и армии. По их словам, их представительство в новом органе никак не было обеспечено. А потому договоренности, призванные покончить с политическим кризисом в североафриканской стране, ни к чему пока не привели. Двоевластие сохраняется: в Триполи работают Правительство национального согласия и Президентский совет во главе с Файезом Сарраджем, в Тобруке — избранный парламент под председательством Агилы Салеха Исы, поддержку которому оказывает командующий ливийской армией маршал Халифа Хафтар. При этом Ливия стала перевалочным пунктом для нелегальных мигрантов со всей Африки, в стране процветают контрабанда оружия и работорговля, а общая нестабильность, как магнитом, привлекает террористов и преступников.
В этой связи российско-итальянские усилия могут стать первым шагом на пути к урегулированию кризиса, что повлечет за собой постепенное преодоление многих накопившихся проблем. Так прокомментировал ситуацию «Известиям» российский востоковед и бывший дипломат Вячеслав Матузов.
— Такой состав Президентского совета стал бы оптимальным и отвечал бы реальной расстановке сил в Ливии. А уже на этой базе должно формироваться правительство. До сих пор мы видели, как Файеза Сарраджа сталкивали лбом с Халифой Хафтаром и Агилой Салехом Исой. Этому сопутствовала политика Запада, направленная на формирование параллельных органов власти и других структур. Например, наряду с армией, лояльной Тобруку, для Триполи пытались создать так называемую президентскую гвардию. Сейчас выбрали путь объединения, и это правильный путь, — сказал эксперт.
Идея создания Президентского совета с широким представительством ливийских политических сил закладывалась изначально еще несколько лет назад в ходе подписания Схиратских соглашений. Но некоторые силы в Ливии и за ее пределами решили, что отдельных игроков можно проигнорировать. В итоге стране пришлось прожить еще два года в условиях хаоса и нестабильности, а Европе — столкнуться с еще одним источником нелегальной миграции. Теперь, похоже, приходит понимание, что принцип равноправия прописывали не просто так.