Губернский театр почтил память Михаила Задорнова
Губернский театр почтил память Михаила Задорнова возобновлением спектакля «Весна» по мотивам его рассказов. Постановка была сделана три года назад, но после смерти писателя было решено не исключать ее из репертуара.
Перед началом спектакля Сергей Безруков вышел на сцену.
— «Весна» — особая постановка для Губернского театра. В ее создании принимал участие сам Михаил Задорнов. Поэтому спектакль останется в репертуаре навсегда, — сообщил зрителям худрук. — Сколько будет существовать театр, столько на афишах будет «Весна».
Задорнова чаще называли сатириком, но мало кто знает, что свои первые шаги в литературе он делал как прозаик. Занимаясь двигателями космических аппаратов, планируя стать инженером, он одновременно писал лирические рассказы. А почему бы и нет, ведь его отец — известный советский писатель, лауреат Сталинской премии Николай Задорнов. Но, как признавался Михаил Николаевич, ему больше нравился другой автор —
Виктория Токарева. Именно ее произведения подтолкнули инженера Задорнова взяться за перо. Так появились лирические рассказы «Первый тамбур», «Замечательный день», «Молодые». Они и легли в основу спектакля «Весна».
— Жизнь моя была очень счастливой, впечатлений было много и мне хотелось ими поделиться, — рассказывал «Известиям» Михаил Задорнов. — Поделиться радостью, а не жестью, как стремятся некоторые из современных молодых авторов. А однажды я рассказал Сергею Безрукову, что у меня в архиве есть лирические рассказы. Он заинтересовался, и я тут же решил пересказать ему свою лирику. Я читал в лицах и так завелся, что уже бегал вокруг стола, изображая героев рассказов. Глядя на это, Сергей предложил поставить их в своем театре: «Ну что ж, молодежь сыграет тебя в древности».
И молодые актеры сыграли Задорнова. Главный герой — парень Юра (Сергей Бурлаченко). Он каждый день ездит на электричке в Москву и каждый день встречает в переполненном тамбуре девушку Лену (Елена Киркова), с которой не решается познакомиться. Но этой весной всё должно измениться...
Как вспоминал Михаил Задорнов, Юру он писал с себя.
— Я так же, как мой герой, ездил в тамбуре первого вагона электрички и долгое время наблюдал за красивой девушкой. По уши влюбился в нее, — признавался писатель.
Художник-постановщик Геннадий Сенечко заключил пространство Малой сцены театра в куб, который оказывается попеременно тамбуром электрички, купе поезда, деревенской избой и малогабаритной квартирой. В камерной обстановке разворачивается человеческая драма. Герои мечутся в поисках счастья, а когда его находят, понимают, что удержать его куда сложнее. Нет времени сходить в театр, в кино, да что там, даже заметить, что муж отпустил усы, а жена сменила прическу...
Таким романтичным, размеренным, мечтательным Михаила Задорнова мало кто представлял. Его проза будто открывает зрителю какого-то другого человека — автора, чьи рассказы не хотели публиковать в СССР. Говорили, что не хватает в них соцреализма, что не видна линия партии. И если бы не одна женщина-редактор, сказавшая Задорнову: «Не переписывайте ничего. Сейчас не печатают, а когда вы станете знаменитым, обязательно их опубликуют», — быть может, мы бы и не знали сейчас это имя. Ее слова окрылили Михаила Задорнова и вдохновили на дальнейшее творчество. А потом пришла слава, рассказы напечатали и даже инсценировали.
И уже можно сказать, что творчество Задорнова пережило его самого. Кстати, в спектакле он все-таки появляется — в виде рассказчика на экране. Так задумали режиссеры Евгений Гомоной и Степан Куликов. И лучшего способа почтить память артиста придумать сложно.