«Союз-5» не потребует переделки Байконура

Новая российская ракета среднего класса «Союз-5» получит сужающийся «хвост» — первую ступень. Это позволит запускать носитель со стартовых комплексов, оставшихся от ракеты «Зенит». Речь идет о площадке на Байконуре и платформе «Морской старт». По мнению экспертов, подобное решение позволит сэкономить десятки миллионов долларов — модернизация имеющихся площадок заметно дешевле строительства новой инфраструктуры.
Как рассказали «Известиям» в госкорпорации «Роскосмос», эскизное проектирование новой ракеты должно быть завершено через месяц.
— В середине декабря ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» должна представить «Роскосмосу» эскизный проект носителя «Союз-5». Проект выполняется в рамках Федеральной космической программы, — рассказали в пресс-службе госкорпорации.
Всего прорабатывается три версии облика «Союза-5» (предварительные результаты эскизного проектирования имеются у «Известий»). Это варианты для запусков с Байконура нового пилотируемого корабля «Федерация» и других космических аппаратов, а также для плавучего космодрома «Морской старт».
Первый запуск новой российской ракеты среднего класса «Союз-5» запланирован на 2022 год с космодрома Байконур. После этого ее также будут эксплуатировать в проекте «Морской старт».
Ракета создается на базе технологий, использованных в носителе «Зенит», который собирали на Украине из российских комплектующих. Новая, полностью отечественная ракета отличается увеличенным до 4,1 м диаметром (у «Зенита» — 3,9 м) и большей высотой. Это позволит «Союзу-5» выводить на низкую околоземную орбиту (200 км) груз массой 17 т (для «Зенита» — 14 т).
Первая ступень нового носителя будет ступенчатой — ее диаметр постепенно увеличится с 3,68 м до 3,9 м, а затем до 4,1 м. Это позволит обеспечить сопряжение ракеты с имеющейся инфраструктурой как на Байконуре, так и на пусковой платформе проекта «Морской старт». К разъемам «Союза-5» можно будет подключать оставшиеся от «Зенита» механические узлы, системы электропитания, заправки и телеметрии.
Минимальные изменения нужны транспортно-установочному агрегату, который используется для сборки, доставки ракеты на стартовую площадку и обеспечивает проведение предстартовых операций.
Согласно имеющейся эскизной документации, первые две ступени всех модификаций «Союза-5» отличаться не будут. У всех версий на первой ступени (ее высота — 35,2 м) установлен самый мощный в мире двигатель РД-171МВ, на второй (высотой 12,2 м) — два РД-124М (отечественная замена украинского двигателя РД-120).
Отличаются ракеты «верхушками». В пилотируемой версии поверх носителя установят космический корабль «Федерация» с системой аварийного спасения — в случае ЧП с ракетой она должна увести корабль на безопасное расстояние. В версиях для запуска космических аппаратов с Байконура и «Морского старта» это будут разгонные блоки ДМ и головные обтекатели.
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает, что компоновка «Союза-5», обеспечивающая его подключение к системам от «Зенита», позволит сэкономить существенные средства на модернизации инфраструктуры.
— Смысл в такой схеме есть. Стартовые сооружения очень дороги. Все размеры, подводы, системы заправки привязаны к определенному размеру ракет-носителей, — рассказал «Известиям» Иван Моисеев. — Но речь пока идет только об эскизном проекте, и после рассмотрения документации научными институтами «Роскосмоса» компоновка может измениться. Это всё же не типичная схема. Если говорить об экономии на модернизации наземной инфраструктуры — речь о многих десятках миллионов долларов. Точную цифру назвать невозможно. Стоимость стартовых сооружений очень сложно высчитать. Это огромный объем земляных работ, и бетонные работы, и изготовление стартового оборудования.
Аналогичная компоновка с уменьшением диаметра первой ступени реализована в американской ракете Atlas-5. Этот носитель использует российские двигатели РД-180. Соответствующий отсек соединяется с ракетой конусообразным креплением.