Экспортеров призовут брать деньги
Правительство озаботилось проблемой низкой востребованности госсредств, выделяемых на поддержку экспорта. Первый вице-премьер Игорь Шувалов в начале следующей недели проведет совещание о том, как повысить эффективность политики в этой сфере. Это следует из письма аппарата правительства с пометкой «срочно», которое оказалось в распоряжении «Известий». Представитель Игоря Шувалова подтвердил, что проведение совещания планируется в начале следующей недели. Низкая востребованность госпомощи объясняется сложными процедурами по ее получению, пояснили эксперты. Решить проблему может изменение характера помощи — с льготных кредитов и обнуления пошлин на поддержку инновационного производства в целом.
На заседание проектного комитета по направлению «Международная кооперация и экспорт» приглашены глава МЭР Максим Орешкин, глава Минпромторга Денис Мантуров, замглавы Минфина Андрей Иванов, замминистра транспорта Николай Асаул, замминистра сельского хозяйства Евгений Громыко, а также представители других ведомств и организаций.
В письме о созыве заседания также указано, что его участники должны направить в правительство «информацию о причинах низкого кассового исполнения средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию приоритетных проектов направления «Международная кооперация и экспорт», и прогнозе кассового исполнения указанных средств до конца 2017 года».
По словам источника «Известий», близкого к Минэкономразвития, в качестве способа улучшить поддержку экспорта будет предложено больше работать со средним бизнесом, доля которого в экспорте пока мала.
— Наибольший потенциал расширения объемов экспорта в несырьевом секторе имеют средние предприятия, это одна из тем, — отметил он.
До 2025 года на программу планируется потратить 53,4 млрд рублей, из них в этом году — 16,6 млрд. Официальных данных о том, как выбраны лимиты по этим объемам, нет. По словам источника «Известий», ситуация разнится от отрасли к отрасли. В среднем лимиты выбраны всего на 10–30%.
— Компании не обращаются за госсредствами по одной причине: это очень сложная процедура. Зачем связываться с государством, если ты можешь сделать сам. Либо вообще просто ничего не делать и не выходить на экспорт, — рассказал о проблеме вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло.
Сейчас вся финансовая поддержка экспорта, как правило, ограничивается рамками самой внешнеторговой процедуры — и это проблема, отметил эксперт. То есть предпринимателям прежде всего предлагают не платить таможенные платежи или компенсировать экспортные кредиты.
— Надо помогать тем компаниям, которые уже сами вышли на экспортный рынок в несырьевом сегменте. Помочь расширить, разнообразить продукцию, — предложил он меры поддержки экспорта.
Создать экспортоориентированную продукцию можно, но выйти на рынок гораздо труднее, добавил директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
— Все рынки, особенно высокоэффективные, давно заняты, и все знают своих заказчиков, продавцов, покупателей. Здесь проблема не в том, что они не хотят брать эти деньги, чтобы создавать эту продукцию, а в том, что они не могут договориться о ее реализации, — предположил эксперт.
В сфере поддержки экспорта нужно развивать в первую очередь производство продукции с высокой добавленной стоимостью, с высокой степенью передела, которой пользуются на глобальном рынке, считает Георгий Остапкович.
— Государство может в этом помочь какими-то налоговыми мерами. Условно говоря, если у вас ориентированная на экспорт продукция, вам снизят ставку НДС с 27 до 23%. Могут дать субсидированный кредит. Не под 13–15%, а под 6–8%, — предложил он.
Одна из основных целей программы — удвоение несырьевого экспорта, поддержанного группой Российского экспортного центра, с $20 до $40 млрд. При этом количество компаний, воспользовавшихся такой помощью, к 2025 году должно вырасти с 200 в прошлом году до 12 тысяч. Развитие несырьевого экспорта позволяет решить задачу перспективного развития экономики России.