Скафандр для «Федерации»
Новый аварийно-спасательный скафандр для экипажа пилотируемого космического корабля «Федерация» будет представлен до конца 2018 года. Эскизным проектированием и изготовлением опытного образца скафандра занимается научно-производственное предприятие «Звезда» — единственный в России разработчик космических скафандров. Особенностью этих скафандров станет применение новых материалов, а также гермомолнии, что позволит космонавтам быстро надевать или снимать скафандр. Сами скафандры будут универсальными — подходящими космонавтам с разной комплекцией.
Новый аварийно-спасательный скафандр «Сокол-М» (модернизированный) придет на замену скафандрам «Сокол-КВ2», в которые сейчас облачаются перед полетом российские космонавты и иностранные астронавты, летающие на кораблях «Союз».
— К концу следующего года мы должны представить заказчику в лице ракетно-космической корпорации «Энергия» опытный образец нового аварийно-спасательного скафандра, а также всю необходимую документацию, — рассказал «Известиям» генеральный директор — главный конструктор НПП «Звезда» Сергей Поздняков.
Аварийно-спасательные скафандры предназначены для обеспечения жизнедеятельности космонавтов при разгерметизации космических кораблей на разных этапах полета. Основное требование к «Соколу-М» — обеспечение при разгерметизации корабля выживания космонавта в скафандре в течение двух часов, что соответствует одному витку космического корабля «Федерация» вокруг Земли и времени спуска на поверхность.
Работы над новым скафандром ведутся на предприятии уже несколько лет, но в ближайший год, перед сдачей заказчику, имеющаяся модель может претерпеть множественные изменения, включая не только техническую часть, но и цветовую гамму. Сейчас рабочие экземпляры скафандра имеют оранжевый цвет.
— Я не исключаю, что мы вернемся к нашим традиционным цветам — белому с синими вставками, — рассказал Сергей Поздняков.
В новом скафандре планируется использовать гермомолнию — похожую на обычную одежную молнию, но выдерживающую давление внутри скафандра, не пропускающую газы. Расстегнув молнию, космонавт сможет одним движением открыть верхнюю часть скафандра, чтобы его снять.
Нынешний скафандр «Сокол-КВ2» представляет собой многослойный комбинезон, который космонавт надевает через голову, потом перевязывает собранные в «кишку» края выходящего из груди герметичного слоя (через грудь внутрь скафандра подается вентилирующий воздух), а затем закрепляет силовые молнии верхнего слоя скафандра. От этой сложной системы в новом скафандре решено отказаться.
После этого скафандру предстоит пройти длительный этап различных испытаний, которые будут проводиться совместно с заказчиком — РКК «Энергия». Речь идет о техническом, эргономическом и иных видах тестирования.
В ракетно-космической корпорации «Энергия» «Известиям» подтвердили, что опытные скафандры пройдут автономные испытания на базе НПП «Звезда» в конце 2018 года.
Российский космонавт Сергей Рязанский, находящийся в настоящее время на борту Международной космической станции, ответив на запрос «Известий» по электронной почте, рассказал, что с помощью современных материалов можно создать более комфортные скафандры, чем имеющиеся сейчас.
— Главное, чтобы скафандр обеспечивал безопасность космонавта на всех участках полета, ну и, конечно, был удобным, — рассказал он.
По словам Сергея Рязанского, после каждого полета космонавты высказывают свои замечания и предложения по различным системам и приборам космической техники, включая летные скафандры.
— Что-то исправляется сразу, а что-то становится основой для разработок следующего поколения, — уточнил он.
В январе 2017 года свою версию скафандра под названием Boeing Blue для астронавтов космического корабля Starliner представила американская компания Boeing.
В августе этого года изображение разработанного компанией SpaceX скафандра для пилотируемой версии корабля Dragon на своей странице в сети Instagram представил американский бизнесмен Илон Маск.
Аварийно-спасательные скафандры использовались в СССР/России и в США с самого начала космических полетов. Необходимость их применения доказала трагедия, произошедшая в 1971 году. Советским конструкторам требовалось поместить трех человек в двухместный «Союз-11». Для экономии места было принято решение отказаться в полете от скафандров, что привело к тому, что при разгерметизации корабля во время спуска с орбиты погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. С тех пор в отечественной космонавтике использование аварийно-спасательных скафандров является обязательным.