«Умные причалы» усилят Северный флот
Северный флот пополнился уникальным подразделением. На его оснащении находятся плавучие причалы. Их можно быстро развернуть на неподготовленном побережье и оборудовать там стоянку для боевых кораблей, судов обеспечения и даже подводных лодок. Плавучие причалы обеспечивают не только погрузку и разгрузку различных грузов, но и подачу на борт воды, электричества и пара. По мнению экспертов, благодаря новому подразделению Северный флот получает уникальные возможности. Он сможет скрытно для противника разворачивать полноценные базы в сложных условиях Севера. Также причалы пригодятся и в мирное время для снабжения многочисленных объектов в Заполярье.
Как рассказали «Известиям» в штабе Северного флота, отряд плавучих причалов был сформирован в нынешнем году. Работа выполнена в рамках восстановления системы гидротехнических подразделений. Ранее во время «нового облика» (объявленной в 2009 году экс-министром обороны Анатолием Сердюковым военной реформы) они были сокращены.
На вооружении отряда стоят причалы проекта 16181. Они обеспечивают полноценное базирование кораблей и судов водоизмещением до 25 тыс. т. Для сравнения: надводное водоизмещение новейшей многоцелевой подводной лодки проекта 885 «Ясень» — 8600 т, стратегического ракетоносца проекта 955 «Борей» — около 15 тыс. т, а фрегата проекта 22350 — менее 5,5 тыс. т. Развернуть причал можно в любом месте, где есть достаточно пространства для базирования кораблей и есть удобный подход к берегу.
Каждый плавучий причал состоит из четырех железобетонных понтонов. Внешне они напоминают обычную баржу, правда, без надстройки. При водоизмещении 1100 т, длина причала 50 м.
На место строительства причала понтоны доставляют с помощью буксира. Дальше их соединяют между собой и берегом специальным мостиком. По нему на причал можно доставлять и забирать различные грузы.
В понтонах проложены коммуникации, по которым на корабли и суда подается ток, питьевая и хозяйственная вода и даже пар. Он поддерживает работу основных узлов и механизмов без включения главной энергетической установки плавсредства.
Сердце причала — это специальная компьютеризированная система управления. Она следит за его положением. Если надо, то в понтоны закачивается определенное количество воды, чтобы они не сместились.
Также в ближайшее время подразделение должно пополниться тяжелыми металлическими энергопонтонами проекта 15163 и рядом других изделий.
— ВМФ СССР и РФ в отдаленных регионах типа Кольского полуострова и Камчатки предпочитает не строить постоянные причалы, а использует плавучие причалы, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков.
В случае начала боевых действий их можно переставить в другие места побережья. Также плавучие причалы можно использовать для создания временных баз, где скрытно для противника могут размещать и вести боевые действия корабли, суда и подводные лодки. Пригодятся плавучие причалы и в мирное время. Их можно эффективно использовать для создания и снабжения различных объектов инфраструктуры в сложных условиях Заполярья.
Впервые мобильные искусственные гидротехнические сооружения применили вооруженные силы США и Великобритании в годы Второй мировой войны. Перед началом высадки в Нормандии союзники построили две искусственные гавани Mulberry. Каждое сооружение состояло из кессонов, плавающих пирсов и свайных причалов. После высадки во Франции 6 июня 1944 года в гаванях было высажено более 2,5 млн военнослужащих, разгружено 500 тыс. единиц техники и 4 млн т различных грузов.
В ВМФ СССР подразделения плавучих причалов входили в состав береговых баз, бригад подводных лодок и кораблей. Отдельные понтоны числились в бригадах строящихся и ремонтирующихся ПЛ и групп судов обеспечения. Но были и исключения. К примеру, на Тихоокеанском флоте плавучий причал ППР-50 входил в состав 2270 продовольственного склада флота. Он базировался в бухте Золотой Рог во Владивостоке.