Пиар на грани возбуждения
Как известно, интереснее всего наблюдать за наблюдающими, особенно если они особо заинтересованы. Другая народная мудрость гласит, что наблюдать за тем, как кто-то делает свою работу, можно бесконечно — например, работу Следственного комитета.
Когда был взят под стражу губернатор Сахалинской области, это вызвало некоторое оживление и отдельные реплики на тему региональных традиций: от Соньки – Золотой ручки к Саньке – Бриллиантовой ручке. Пардон за фамильярность, но это тоже народное творчество.
Совсем другое дело — реакция публики на задержание и арест целой группы чиновников и бизнесменов, включая главу Коми, обвиненных не только в коррупции, но и в организации преступного сообщества. В этом случае спектр откликов был самым широким — от обвинений или, наоборот, приветствий наступления «нового 37-го года» до не менее привычных пикейно-жилетных умозаключений о подковерной борьбе олигархов.
Самое удивительное и печальное, что никому в голову не пришла самая простая и прямолинейная разгадка этого нового «фокуса власти»: если профессионалам оперативных служб и следствия просто дать делать свое дело, не втягивая их в политику и ограждая от политических влияний, то скорее рано, чем поздно, общество получит необходимый результат в виде раскрытых дел, в том числе и самых сложных. Вот и весь секрет.
И кстати, более всего насмешил вброс о якобы сверхсекретной группе следователей, работающих в регионах по коррупции, имена которых даже их начальство не знает. Но при этом авторам вброса удалось взять у них интервью. Уже смешно, особенно для знакомого с нормами УПК РФ, определяющими права и порядок работы следователей «от и до».
Впрочем, если целью вброса было еще больше напугать коррупционеров, чтобы они завибрировали и начали суетиться, делать ошибки, то в какой-то степени авторам это удалось. Потому что сложно придумать более фееричное «хождение по граблям», чем было продемонстрировано в телепрограмме «Момент истины» от 28 сентября, посвященной работе Следственного управления СКР в Ульяновской области.
Я не буду тратить время на детальное опровержение всех претензий к следователям, а просто обрисую контекст, из которого всё и так становится ясным. Как в классике детектива — я буду рассказывать, как было дело, а соучастникам останется только кивать в ответ.
Как известно, уголовные дела в отношении депутатов возбуждает только Следственный комитет. Именно для того, чтобы исключить любое политическое влияние. Когда такое дело по обвинению в крупной неуплате налогов возбудили против одного из депутатов заксобрания Ульяновской области, кому-то из высокопоставленных партнеров и покровителей это не понравилось, как и вся предыдущая активность следствия в регионе.
Вероятно, из опасений появления новых дел и новых фигурантов попытались повлиять на руководителей следствия кулуарно — не вышло. Тогда вдруг с какого-то перепуга решили оказать давление на следствие по каналам массовой информации, привычными на выборах или в разборках бизнеса методами «черного пиара».
Чего только жители области не наслушались за последние недели — и про возвращение бандитских разборок 1990-х, про все до сих пор нераскрытые уголовные дела, даже про вербовку школьников в банды, якобы разделившие между собой власть в городе и области. Получился этакий черно-пиарный самострел, вообще-то дискредитирующий саму областную власть. И всё это только ради одного эффекта — чтобы Следственное управление немедленно, здесь и сейчас кинуло все силы следователей и оперативников на раскрытие любых других реальных или мифических уголовных дел, но только не конкретного дела, выходящего на коррупционеров во власти.
Мы все в курсе, что именно по части креативного пиара Ульяновская область при нынешнем губернаторе была и остается передовой. Как говорится, на здоровье, но надо видеть границы, где и как использовать такие методы. Мы не на выборах и не в рыночной конкуренции встретились. Оказание политического давления на следствие или суд зачастую приводит к прямо противоположным итогам.
Задумайтесь сами или хотя бы проконсультируйтесь у грамотных юристов, задайте им вопрос: почему в одном случае, как на Сахалине, коррупционеров привлекают самих по себе, а в другом, как в Коми, квалифицируют всех вместе как преступное сообщество? Чем отличается организованная преступность от просто круговой поруки, когда все обо всех знают или догадываются, но не выносят сор из избы? Именно этим самым — наличием организаторов, распределением ролей и планированием не только самих преступлений, но и способов противодействия правоохранителям. Среди таких способов бывает и политическое, и информационное давление на следствие с целью затруднить и дезорганизовать его работу. И не суть важно, что часть такого плана противодействия названа медиапланом.
Возможно, что организаторы такого «пиара» пока не перешли грань, которая отделяет просто круговую поруку от организованного преступного сообщества, — квалификация их действий зависит от следователей.
Здесь я прошу лишний раз заметить и занести в протокол — речь не о критике СМИ, которую мы всегда слышим, а о целенаправленном планировании давления на следствие по конкретному делу. Нас в Следственном комитете вообще не интересуют все эти политические игры и пиарщики как класс. Им всего лишь нужно по заветам О. Бендера чтить УК. А наша задача — борьба с коррупцией, нейтрализация преступных сообществ.
Кстати, в Сыктывкаре среди фигурантов дела об организации преступного сообщества есть чиновник, отвечавший за информационную политику при главе региона. Хотя бы этот пример показывает, что бюджетные средства лучше тратить на социальную сферу и никакой затратный пиар не влияет на судьбу коррупционеров. Им наблюдать за нашей дальнейшей работой придется из мест не столь отдаленных.