Рекордная цена золота указывает на фундаментальный сдвиг в мировой резервной системе. Что это значит для инвестора
- Новости
- Экономика
- Рекордная цена золота указывает на фундаментальный сдвиг в мировой резервной системе. Что это значит для инвестора
Золото снова бьет исторические рекорды по стоимости — цена металла за тройскую унцию ненадолго превысила 14 января отметку в $4650. Только за последние три года стоимость этого защитного актива выросла в 2,5 раза, с $1800. Если же взять более длительный отрезок — то за последние 25 лет золото как актив обогнало в два раза даже S&P 500 Total Return (с учетом дивидендов и без учета налогов). Традиционно считается, что золото используется в качестве инструмента для хеджирования рисков в кризисные периоды, однако нынешняя аномалия может указывать и на более фундаментальный сдвиг — переход от однополюсной логики формирования резервов к двухполюсной. В одном контуре остались ликвидные инструменты — валюты и облигации. А в другом золото — актив суверенной защиты, в обычное время предназначенный для выживания системы в условиях серьезных рисков. Почему мир предпочел устойчивость и что это значит для частного инвестора в России — в материале «Известий».
Как изменилось архитектура резервов
Доллар постепенно утрачивает статус главной резервной валюты мира — не столько в официальных расчетах, сколько как актив. Одно из ключевых доказательств этого сдвига — действия центральных банков, которые наращивают резервы золота. Только в ноябре резервы мировых ЦБ пополнились на 45 т золота, а с начала 2025 года совокупные покупки составили почти 300 т. В результате, по оценкам экспертов, в прошлом году цены на драгметалл выросли на 65% — это самый мощный скачок с 1979 года, а индекс доллара упал на 9,4% — худшее снижение за последние восемь лет.
В январе аналитики The Kobeissi Letter оценили роль доллара и золота в составе мировых резервов. Доля драгметалла достигла самого высокого показателя с начала 1990-х годов — 28%. Рост за последние 10 лет составил 12 пунктов, в результате золото обогнало евро, иену и фунт стерлингов. В то же время на доллар приходится около 40% мировых валютных резервов. И это самый низкий показатель за 20 лет. За последние 10 лет доля американской валюты снизилась на 18 процентных пунктов. При этом из данных Bloomberg следует, что при включении золота в общую структуру резервов доля доллара падает ниже символической отметки 50% — примерно до 47%. Золото же занимает второе место с долей 20%.
Это не статистические данные. В отчете Международного валютного фонда о валютной структуре резервов (COFER) указывается, что доля доллара составляет примерно 57%. В денежном выражении это более $7 трлн. Однако данных по золоту там не приводится — традиционно его рассматривают как отдельную категорию активов. При этом официальные сведения о золотых запасах публикуют МВФ и Всемирный совет по золоту, однако статистика основана на добровольном раскрытии информации отдельными странами. Так, давно существуют подозрения, что в резервах Китая хранится гораздо больше золота, чем заявляется (не 2,3 тыс. тонн, по данным на третий квартал, а в два или в 10 раз больше). В целом это говорит об отсутствии полной картины по динамике запасов. То есть все подсчеты и сравнения долей валютных активов и золота — это интерпретации.
Что с доходностью
Тренд на снижение роли американской валюты в глобальных резервах очевиден. Впервые с середины 1990-х годов совокупная рыночная стоимость американских казначейских облигаций США (US Treasuries), которые держат мировые ЦБ, стала меньше, чем совокупная рыночная стоимость золота в их резервах ($3,7 против $5,2 трлн).
US Treasuries — долговые бумаги, которые Министерство финансов США выпускает, чтобы финансировать дефицит бюджета, рефинансировать старый долг и обеспечивать ликвидность мировой системе.
US Treasuries стали активом со слабой долгосрочной реальной доходностью. Вложенные 20 лет назад $10 тыс. в американские казначейские облигации (при условии, что купоны реинвестировались) превратятся в $18 тыс. сейчас (без учета инфляции). За тот же период золото, купленное через биржевой фонд, показало свыше 650% прироста стоимости, если реинвестировать доход — $10 тыс. станут $75 тыс.
Что это значит для частного портфеля
Хоть отчеты и показывают, что доллар занимает самую большую долю в общем объеме валютных резервов, центральные банки стали перераспределять резервы в пользу золота. Драгметалл снижает зависимость от валютных активов, чья стоимость и покупательная способность могут колебаться под влиянием политики эмитентов. И это говорит о фундаментальном сдвиге — доллар перестал быть безальтернативным, а золото теперь не считается просто пассивом без доходности, оно стало активом снижения системного риска. То есть произошел переход от одноякорной системы к двухъякорной — доходность перестала быть главным KPI, фокус сместился на выживаемость и контроль.
Главный практический вывод, который может сделать российский частный инвестор, изучив тему, — это пересмотреть логику управления деньгами. Но копировать структуру резервов ЦБ не имеет смысла. У центробанков есть доступ к ликвидности, рынкам и политическим инструментам, которых у физлица нет. Для россиянина длинные западные облигации — это риск потери доступа при первом системном сбое. Доход по ним не компенсирует риск контроля. Главный приоритет при формировании портфеля — не сколько это принесет, а останется ли это под контролем, если ситуация поменяется.
Совсем отказываться от доллара пока не разумно, но и держать 100% валютной части в американской валюте не имеет смысла. Оптимально — примерно 50% USD в валютном блоке. Важно помнить — валюта без диверсификации по формам хранения не дает той защиты, которую давала раньше.
В то же время стоит обратить внимание, что наращивание в хранилищах ЦБ золота является отражением структурных рисков. Это делает драгметалл опцией для защиты капитала или подушкой безопасности. Золото в данном контексте перестает быть пассивом без доходности. Оно не начинает приносить купон, но выполняет другую функцию — снижает системный риск. Поэтому отдать золоту 10–20% портфеля может быть разумно. Но оно должно храниться в форме, где доступ и контроль принадлежат владельцу, а не посреднику.
Как и где вложиться в золото:
Идеальной можно считать формулу, при которой часть капитала инвестора размещена в активах, которые находятся под физическим или юридическим прямым контролем. Часть — работать и приносить поток доходов. И только ограниченная доля может быть направлена на рост и эксперименты.
Содержащиеся в тексте тезисы являются не инвестиционной рекомендацией, а мнением редакции