Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Госдуме опровергли использование ИИ при написании законопроекта
Общество
Режиссер Александр Олейников умер на 61-м году жизни
Мир
Экс-канцлер Германии заявил о потере Европой значения на международном уровне
Наука и техника
Ученые сообщили о крупном двойном взрыве на Солнце
Мир
В США автомобиль протаранил вход в аэропорт Детройта
Общество
Суд Москвы взыскал с блогера Домогацкого 49 млн рублей
Спорт
Спортсмены из России не примут участия в церемонии открытия Олимпиады-2026
Мир
Reuters сообщило о возобновлении переговоров по Украине в Абу-Даби
Мир
Украинские СМИ сообщили об отключении электричества в Чернигове
Общество
Самолет с телом пловца Свечникова прибыл в аэропорт Москвы
Мир
WSJ указала на смягчение риторики США в отношении КНР в новой стратегии обороны
Мир
Стало известно о самом сложном вопросе на встречах по Украине в Абу-Даби
Общество
Пекарня «Машенька» добавит в меню приготовленную к визиту Уиткоффа выпечку
Общество
Подростка из Красноярска признали потерпевшим по делам о похищении и мошенничестве
Мир
Стармер отозвал законопроект о передаче островов Чагос Маврикию после критики США
Спорт
Теннисистка Селехметьева проиграла в матче третьего круга Australian Open
Общество
Суд арестовал имущество генерала Булгакова стоимостью более 180 млн рублей
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По официальным данным, более 5 тыс. россиян нуждаются в трансплантации костного мозга, а по неофициальным — эта цифра может быть в два раза больше, рассказала в интервью «Известиям» глава Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова (Национальный РДКМ), руководитель проекта «Русфонд.Регистр» Анна Андрюшкина. Сегодня Национальный РДКМ обеспечивает треть всех трансплантаций страны и поставляет трансплантаты от отечественных и зарубежных доноров. О том, какова скорость поиска и поставок и как привлекают доноров, — в нашем материале.

«Когда другие методы не помогают»

— Вы один из нескольких регистров доноров костного мозга в нашей стране. Насколько количество доноров в них покрывают потребности?

Костный мозг
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— На сегодняшний день российским врачам доступна информация о 382 тыс. потенциальных доноров. Из них 111,5 тыс. — это доноры Национального РДКМ.

Напомню, трансплантация костного мозга (ТКМ) — один из самых сложных методов лечения. Его применяют при онкогематологических заболеваниях, нарушениях в системе кроветворения и иммунной системе. Когда другие методы не помогают. И если у пациента нет совместимого донора в семье, врачи ищут неродственного донора в регистре.

По официальным данным, в ТКМ нуждаются около 5 тыс. россиян ежегодно. По данным экспертов — 10–12 тыс., при этом неродственных ТКМ требуется около 4–5 тыс. И в год проводится порядка 500 трансплантаций. Конечно, для обеспечения потребности страны 382 тыс. потенциальных доноров — это критически мало.

В России всего 0,26% населения состоит в регистре. Для сравнения: в Германии — 10,5 млн доноров в базе. Это 12% населения, и в год они обеспечивают около 2,5 тыс. трансплантаций для своих пациентов, покрывая 80–85% их потребности. Важно отметить, что все регистры мира, даже такие успешные, как немецкий, так или иначе обращаются в базу Всемирной ассоциации доноров костного мозга (WMDA).

Интервью
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Улемская

Какое взаимодействие есть между Национальным и Федеральным регистрами?

— С января 2023 года доноры Национального РДКМ включены в информационную систему Федерального регистра. В базе представлены обезличенные данные: фенотип, пол и возраст доноров.

Кроме того, в этом году нам присвоена роль рекрутинговой организации. В системе предусмотрено всего четыре роли: рекрутинговая организация, типирующая лаборатория, трансплантационный центр и центр заготовки клеток.

Врач проводит поиск донора для своего пациента в Федеральном регистре, и в случае совпадения с донором Национального РДКМ обращается в нашу медицинскую дирекцию.

Национальный РДКМ создан в 2017 году, задолго до появления системы Федерального регистра. И, конечно, мы не только информируем добровольцев и организуем забор биообразца для генотипирования (исследования генов, отвечающих за тканевую совместимость. — «Известия»), как это делают остальные рекрутинговые центры.

Как донорский центр мы обеспечиваем полный цикл работ с донором — от информирования и генотипирования до ведения донора на этапах подбора, подготовки к процедуре забора клеток и самой донации, — а также ведем наблюдение за донорами в течение 10 лет после процедуры. Таковы рекомендации WMDA. Это освобождает врачей от несвойственной им работы и позволяет им сосредоточиться на лечении пациентов. К сожалению, пока в системе Федерального регистра роль донорского центра не предусмотрена.

Беременность
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Сколько потенциальных доноров становятся реальными? Какие есть противопоказания к донорству костного мозга?

— По международной статистике, вероятность найти совместимого донора составляет 1 к 10 тыс. В Национальном РДКМ после совпадения отсев доноров по причине отсутствия связи с ними или отказа составляет 15,7% — это хороший показатель.

Если говорить о вступлении в регистр, то всё просто. Доброволец должен быть здоров. Национальный РДКМ принимает в регистр здоровых людей в возрасте от 18 до 35 лет весом более 50 кг. Если есть сомнения в состоянии здоровья, советуем повременить с вступлением и обратиться к врачу.

Если говорить о противопоказаниях к донорству костного мозга — то есть к процедуре донации, — то в приказе Минздрава перечислены абсолютные противопоказания к донации. Это, например, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В, С, туберкулез, онкологические и аутоиммунные заболевания, болезни крови. Есть и временные противопоказания — беременность и грудное вскармливание, прием иммуносупрессивных препаратов, острые инфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний.

Важно, что окончательное решение о возможности донации принимается только после комплексного медицинского обследования в центре заготовки клеток. Задача донорского центра — обеспечить защиту здоровья и прав донора, сделать донорство комфортным.

«Может пройти 10–30 лет до того, как донор совпадет»

Каково время от вступления в регистр до совпадения с реципиентом?

Рубль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Совпадение может произойти сразу после включения данных донора в базу. Как правило, это включение занимает полгода, так как существует очередь. Национальный РДКМ — это некоммерческая медицинская организация, мы развиваем регистр на пожертвования. Стоимость включения одного донора в Национальный РДКМ — 18 тыс. рублей: 15 тыс. рублей — генотипирование добровольцев, в том числе реагенты и расходные материалы, содержание и оборудование NGS-лаборатории. Еще 3 тыс. рублей — это агитация добровольцев, пропаганда донорства, в том числе организация донорских акций, мероприятий и информационных компаний, расходные материалы для взятия биообразцов, содержание Национального РДКМ — административные расходы, зарплаты, командировочные расходы сотрудников.

А может пройти 10, 20 или даже 30 лет до того, как донор совпадет с пациентом. Или совпадение может никогда не произойти. Поэтому так важно, чтобы люди, вступая в регистр, понимали: это долгосрочное добровольное обязательство. Донор находится в базе с 18 до 55 лет и, по идее, должен быть готов откликнуться в любой момент, следить за состоянием своего здоровья, сообщать в регистр свои актуальные контакты, если изменился номер телефона или электронной почты.

Есть ли уже почетные доноры костного мозга? Сколько раз можно стать донором костного мозга?

— Официального статуса «почетный донор» для доноров костного мозга нет. Хотя предусмотрена медаль ФМБА «За содействие донорскому движению» и право получить ежемесячный налоговый вычет 500 рублей.

Количество донаций законодательно не регламентировано. Донор Национального РДКМ может сдать клетки дважды — для разных пациентов. После первой донации в течение года он будет не доступен в системе для поиска, так как его реципиенту, возможно, потребуется повторная пересадка, и донор в некотором роде закреплен за ним. Важно, что повторная донация, так же как и первая, проводится исключительно с согласия донора. Во всём мире.

Налоговый вычет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Кроме того, донор может отказаться от донорства на любом этапе, без объяснения причин. В этом случае врач снова инициирует поиск в донорской базе, чтобы найти другого «генетического близнеца». Спустя год после первой донации, если донор хочет остаться в регистре и готов сдать клетки для другого пациента, мы возвращаем ему активный статус в системе.

Назовите наиболее популярные мифы о донорстве костного мозга.

— Самый распространенный миф — что донорство костного мозга связано со спинным мозгом и позвоночником, и, чтобы взять клетки, врачи прокалывают позвоночник большой иглой, после чего можно навсегда перестать ходить. Конечно, это не так.

Костный мозг — это орган кроветворения, и забор клеток происходит двумя способами: из периферической крови или из тазовой кости. Донор сам выбирает метод. Процедура проводится под контролем врачей в центре заготовки клеток.

«Самый сильный эффект дают встречи доноров и спасенных пациентов»

Сколько в год примерно удается сделать пересадок с помощью ваших доноров? Кто пациенты — сколько взрослых и сколько детей?

Операция
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

С 2019 года мы поставили в клиники России 532 трансплантата. Среди пациентов как дети, так и взрослые. Например, в 2024 году Национальный РДКМ обеспечил 143 пересадки для 64 детей и 79 взрослых: 99 — от отечественных доноров и 44 — от зарубежных.

Насколько у нас население осведомлено о донорстве костного мозга?

— Информированность населения всё еще недостаточна. Многие до сих пор путают костный мозг со спинным мозгом. Наша задача — создавать понятные информационные материалы, проводить акции, привлекать СМИ. Мы работаем с молодежью, потому что молодые доноры более востребованы клиниками. Трансплантаты от них лучше приживаются, меньше осложнений после пересадки.

В каких регионах больше всего распространено доноров костного мозга? В каких — меньше всего?

Топ-10 регионов в базе Национального РДКМ: Москва, Татарстан, Санкт-Петербург, Московская область, Башкортостан, Новосибирская область, Пермский край, Краснодарский край, Ростовская и Челябинская области. Больше всего доноров из Москвы и Санкт-Петербурга: это связано с информированностью населения.

В регионах ситуация сложнее из-за недостатка информации и инструментов для вступления в регистр. Поэтому мы развиваем проект дистанционного рекрутинга через «Почту России», когда каждый желающий вступить в регистр, может оставить заявку на нашем сайте и, получив по почте набор для взятия биообразца — мазка из полости рта, отправить его также по почте в лабораторию регистра. Проекту четыре года, благодаря ему принято 30 тыс. заявок, проведено 30 ТКМ.

Интервью
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Улемская

— Какие акции по пропаганде донорства традиционно дают самый большой эффект?

Самый сильный эффект дают встречи доноров и спасенных пациентов. Через два года после трансплантации, если пациент здоров и обе стороны готовы, мы организуем такие встречи. Когда люди видят конкретный результат — спасенную жизнь, это мотивирует гораздо сильнее любой теории.

— Как часто случаются отказы от донации?

— Отказы бывают, и это право донора. У нас один из самых низких показателей отказов. Причины разные: страх за здоровье, неготовность психологически, противодействие близких. Поэтому мы уделяем большое внимание информированию на этапе вступления в регистр и работе с донорами наших клинических психологов.

— В чем причина низкого отсева доноров?

— Качественное первичное генотипирование и система контроля качества рекрутинга. Мы обязательно проводим контрольный обзвон добровольцев после донорских акций, уточняем их готовность. Плюс полный цикл работы с клиническими психологами, которые сопровождают донора 24/7 на всех этапах.

Интервью
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Улемская

Какие стандарты работы с донорами, на ваш взгляд, требуют срочного закрепления и почему?

— Необходимо создать единые стандарты донорства костного мозга в стране. У нас есть опыт: мы первые внедрили NGS-технологию, обеспечиваем подбор за 2,5 недели, активацию — за 3,5 недели, ведем наблюдение за донором после донации. Эти стандарты должны стать общими для всей системы.

Какой самый главный, переломный момент в развитии донорства костного мозга в России вы бы выделили? Что из того, что казалось невозможным 10 лет назад, стало реальностью?

— Я бы выделила два ключевых момента. Первый — 2017 год, создание Национального РДКМ силами НКО, а именно «Русфонда». Второй — 2022 год, создание информационной системы Федерального регистра, когда государство системно подключилось к развитию донорства костного мозга. Сейчас есть все условия для объединения усилий НКО и государства.

Недавно Национальный РДКМ подписал меморандум с Экспертным советом БРИКС. Как на практике будет выглядеть сотрудничество?

— Гражданский совет БРИКС стал партнером нашей международной конференции. Мы подписали меморандум о совместных мероприятиях по информированию населения стран БРИКС о донорстве костного мозга. Будем проводить общие конференции, создавать информационные материалы, обмениваться опытом. Донорство костного мозга не знает границ — недавно на нашей конференции состоялась встреча российской пациентки с индийским донором, который спас ей жизнь три года назад.

Читайте также
Прямой эфир