Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Корабль «Союз МС-27» с тремя космонавтами приземлился в Казахстане
Мир
СВР узнала о подготовке Киевом схемы воровства денег налогоплательщиков Запада
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Остаповское в Днепропетровской области
Общество
В Кремле отметили большое количество вопросов к прямой линии с президентом
Армия
Силы ПВО сбили 121 украинский БПЛА над регионами РФ за ночь
Общество
В результате крушения Ан-22 в Ивановской области населенные пункты не пострадали
Армия
Герасимов назвал взятие Красноармейска важнейшим этапом освобождения Донбасса
Мир
В Китае оценили поддержку России на фоне напряженности в отношениях КНР и Японии
Общество
ФСБ задержала фигурантов незаконного оборота драгметаллов в Магаданской области
Мир
Лукашенко ответил на претензии Литвы из-за метеозондов
Общество
В аэропорту Нальчика ввели временные ограничения на полеты
Мир
Трамп заявил о возможной операции США против наркотрафика из Колумбии и Мексики
Общество
США выдали России укравшего 123 млн рублей афериста
Общество
Суд заочно приговорил к 1 году 10 месяцам колонии экс-депутата Яшина
Общество
Защита фигуранта по делу Долиной попросила вернуть дело в прокуратуру
Мир
Итальянский певец Сандро Джакоббе умер на 76-м году жизни
Общество
Путин назвал семью и Родину общим вектором развития России
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Гуманитарная ситуация в Газе находится за гранью катастрофы, заявили «Известиям» в Международном комитете Красного Креста. Каждый день люди борются за выживание, пропитание и чтобы обеспечить «хоть какую-то защиту и безопасность», отметили в организации. Ранее СМИ сообщили, что ХАМАС и Израиль договорились о 60-дневном плане перемирия. В Белом доме заявили, что израильская сторона его поддержала, однако по поводу реакции ХАМАС ясности нет. Эксперты полагают, что прекращение огня вряд ли возможно. Но пока политики договариваются об условиях прекращения конфликта, главными жертвами его оказываются мирные жители сектора Газа. О последствиях гуманитарной блокады — в материале «Известий».

План по прекращению огня

Ситуация вокруг возможного перемирия в секторе Газа остается неопределенной. Ранее издания Al Arabiya и The Times of Israel сообщили, что ХАМАС и Израиль согласились принять предложенный спецпосланником США Стивом Уиткоффом план по прекращению огня на 60 дней.

Спецпосланник США Стивен Уиткофф

Спецпосланник США Стивен Уиткофф

Фото: REUTERS/LUDOVIC MARIN

По информации The Times of Israel, он предполагает освобождение Израилем 125 палестинцев, приговоренных к пожизненным срокам за преступления террористической направленности, 1111 человек, задержанных израильской стороной после атак 7 октября 2023 года, а также передачу 180 тел жителей Газы, погибших в ходе боевых действий.

Справка «Известий»

7 октября 2023 года Израиль подвергся массированному ракетному удару со стороны сектора Газа, а члены группировки ХАМАС проникли в приграничные районы, где убили больше тысячи человек и взяли в плен сотни заложников.

ХАМАС же со своей стороны должно освободить 10 живых израильских заложников и передать тела еще 18 человек на первый и седьмой день прекращения огня в обмен на палестинских заключенных.

Кроме того, план подразумевает прекращение наступательных действий и ограничение использования воздушного пространства в секторе Газа Израилем (на 10 часов ежедневно или на 12 часов в дни обмена заложниками и заключенными).

В сектор Газа также немедленно должна начаться отправка гуманитарной помощи. При этом помощь будет распределяться не только через специально созданный Фонд гуманитарной помощи Газе (GHF), поддерживаемый США и Израилем, но и через структуры ООН и международных гуманитарных организаций.

Гуманитарная помощь
Фото: REUTERS/Amir Cohen

В соответствии с американским планом с первого дня перемирия должны быть начаты переговоры об условиях прекращения огня, и если они не завершатся в течение 60 дней, то срок прекращениях огня может быть продлен. По итогам переговоров ХАМАС должно будет освободить оставшихся заложников из «списка 58», предоставленного Израилем. Модератором переговоров между Израилем и ХАМАС должен будет стать спецпосланник американского президента Стивен Уиткофф, а гарантами прекращения огня — лично президент США Дональд Трамп, Египет и Катар.

О том, что Израиль принял предложения о прекращении огня, заявила пресс-секретарь Белого дома Каролин Ливитт. Тем не менее, по словам израильской гостелерадиокомпании Kan, ХАМАС выразило недовольство планом Уиткоффа, поскольку в нем нет гарантий окончательного прекращения войны и полного вывода военных ЦАХАЛ из сектора Газа.

Палестинское движение, скорее всего, откажется поддерживать предложенный план, считает эксперт по Израилю и Ближнему Востоку Александр Каргин. По его мнению, не произойдет ни обмена пленными, ни 60-дневного перемирия.

сектор газа
Фото: REUTERS/Mahmoud Issa


— Суть в том, что у Израиля и ХАМАС принципиально разные позиции: ХАМАС не собирается отпускать всех заложников, потому что, если он это сделает, Израиль не оставит ХАМАС у власти в Газе, а ХАМАС делает всё, чтобы сохраниться в качестве власти в секторе. Для Израиля всё это неприемлемо, власти страны не собираются оставлять группировку в Газе и так или иначе будут добиваться того, чтобы ХАМАС было устранено и там бы была новая структура власти. Вокруг вопроса, останется ХАМАС у власти или нет, ломаются копья, — заявил Александр Каргин.

Официально перемирие между Израилем и ХАМАС завершилось 1 марта, но боевые действия какое-то время не возобновлялись из-за попыток посредников привлечь стороны к продолжению переговоров.

Одновременно с этим еврейское государство прекратило поставки электричества на опреснительную установку в секторе и закрыло въезд для грузовиков с гуманитарной помощью. А в ночь на 18 марта ЦАХАЛ возобновила удары по Газе. В середине мая Израиль объявил о начале наземной операции в секторе Газа «Колесницы Гидеона».

Гуманитарная ситуация в секторе Газа

Министерство здравоохранения Газы сообщает, что за период войны погибло более 54 тыс. жителей сектора. По данным Международной организации по миграции, с момента окончания перемирия 18 марта свыше 600 тыс. человек были вынуждены покинуть свои дома. При этом обстановка в Газе ухудшается.

— Давайте, налетайте, — заходя в палатку, говорит своим детям Мухаммад Раджаб аль-Масри. В его руках кастрюля с оранжевым водянистым супом. — Сегодня добрый человек привез нам горох.

Дом Мухаммада, как и у большинства жителей Газы, был разрушен во время войны. Ему, его жене и троим дочерям дошкольного возраста удалось спастись, а вот мать и брат погибли в том самом доме. Другой брат Мухаммада попал в израильскую тюрьму.

Палаточный лагерь
Фото: ИЗВЕСТИЯ

— Мы оставили деньги, одежду, игрушки детей под завалами нашего дома в городе Бейт-Лахия. Мы бежали оттуда под обстрелами. Когда пришли в палаточный лагерь, за одну палатку просили 15 млн шекелей, а у нас было только 100 шекелей. Один наш родственник дал нам денег в долг и купил палатку. Но тут такая жара, что внутри палатки, как в печи, — рассказывает Мухаммад Раджаб аль-Масри «Известиям».

По его словам, денег купить еду ни у него, ни у большинства жителей Газы нет, поэтому единственная возможность получить пропитание для себя и детей — гуманитарные поставки, но приезжают они далеко не каждый день.

30 мая Управление ООН по координации гуманитарных вопросов констатировало, что только 600 из 900 грузовиков с гумпомощью получили разрешение на проезд до границы Израиля с Газой. Подобная ситуация происходит не впервые. 20 мая The Guardian писала о том, что только пять грузовиков доехали до сектора, но даже на распределение этой поставки социальные работники не получили разрешения. А в марте ООН говорила, что как минимум 80 общественных кухонь выйдут из строя, если Израиль не прекратит блокаду.

— В порту Газы более 6 тыс. семей, и мы с раннего утра стоим в очередях, чтобы получить воду и еду, — из еды в основном дают чечевицу. Я уже больше 20 дней не видел муки. Дети мечтают о хлебе. Вчера моя дочь попросила лепешку, а я не смог ее купить. Она плакала всю ночь. Я рассказывал ей сказки, чтобы успокоить и убаюкать ее, — продолжает Мухаммад Раджаб аль-Масри.

Набрать воды для питья и для гигиенических процедур — тоже проблема.

— Мы не мылись уже 17 дней, — говорит Мухаммад.

Палаточный лагерь
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Дочки Мухаммада сидят в палатке с босыми ногами: «У нас нет одежды для детей, нет одеял. Земля, на которой мы сидим, полна насекомых и болезней, поэтому у детей на теле много высыпаний», — объясняет он.

— Гуманитарная ситуация в Газе находится за гранью катастрофы. 600 дней военных действий в сочетании с жесткими ограничениями на ввоз и распределение гуманитарной помощи продолжают причинять огромные и широкомасштабные страдания гражданскому населению. Каждый день люди борются за выживание, за пропитание своих семей и за то, чтобы обрести хоть какую-то защиту и безопасность, — прокомментировали «Известиям» ситуацию в Международном комитете Красного Креста.

Особо острой в секторе Газа остается проблема с водой. В конце марта организация «Врачи без границ» вышла с заявлением, что Израиль использует воду как оружие против мирного населения. В начале апреля агентство Anadolu сообщило, что ЦАХАЛ прекратила подачу воды израильской компании Mekorot в сектор, таким образом оставив без воды 70% эксклава.

Это накладывается на уже существующую в регионе нехватку чистой воды из-за многолетней блокады, разрушенной инфраструктуры и загрязнения грунтовых вод. В тот момент Израиль заявил, что отключение воды — ответ на нежелание ХАМАС продлевать первую фазу соглашения о прекращении огня.

Палаточный лагерь
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Сальма Мухаммад Хусейн ан-Натур показала «Известиям», как в палаточном лагере устроен ее быт. Из небольшого ведра, накрытого крышкой, Сальма набирает ковшик воды — его ей хватает, чтобы помыть сковородку и пару вилок. Приборы и посуда сохнут на траве, раковиной служит таз. Из того же ведра Сальма набирает ковшик воды, чтобы вымыть волосы своему ребенку. Малыш стоит ногами на кирпиче, пока мама без мыла и шампуня очищает его волосы.

В палатке Сальмы несколько тонких матрасов, пара подушек и рюкзаки с вещами, которые удалось спасти из развалин дома. «Я до сих пор так и не смогла сделать детям туалет, даже этого лишены», — говорит она. Кров с Сальмой и ее детьми делит рыжий котенок.

— Моему сыну семь лет. Он знает, как звучит дрон. Он знает, что делать, когда начинаются обстрелы. Но он не знает, что такое день рождения. Он никогда не ел торт. Он не был в школе. Каждый день он спрашивает: «Мама, мы сегодня выживем?». И я не знаю, что ему ответить. Мы хотим просто выжить. Просто жить, как нормальные люди. Мы устали быть цифрами в новостях. Мы не хотим быть героями. Мы не хотим быть жертвами. Мы просто хотим жить, — делится своими эмоциями Сальма Мухаммад Хусейн ан-Натур.

В гораздо более бедных условиях живет Шайма Раед аль-хадж Ахмед. Ее палатка — ткань, закрепленная на металлической стене. Ковер застелен прямо поверх песка, на нем спят ее дети — их у Шаймы трое, она беременна четвертым. В шатер Шаймы и ее мужа едва ли можно зайти, не наклоняясь.

Палаточный лагерь
Фото: ИЗВЕСТИЯ

— У нас нет ничего для приготовления пищи, нет даже матрасов. Утром муж пошел на благотворительную кухню за чечевицей, одна тарелка на пятерых — каждому по две ложки, — комментирует она.

«Это не жизнь, — говорит Шайма. — Иногда мне кажется, что лучше умереть, чем жить так».

Читайте также
Прямой эфир