Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Полтавская область отключена от единой энергосистемы Украины
Мир
Трамп обвинил демократов в шатдауне и оценил его ущерб в $1,5 трлн
Общество
Госдума одобрила право самозанятых на больничные
Мир
ВОЗ сообщила о смерти более 900 человек в Газе из-за отсутствия эвакуации
Мир
В Европе назвали передачу российских активов Украине технически осуществимой
Спорт
Сборная России по футболу сыграла вничью с командой из Перу
Мир
Мерц указал на истощение экономических резервов Германии
Мир
Трамп подарил сирийскому лидеру духи своей марки во время встречи в США
Мир
Путин и Токаев посетили гала-концерт мастеров искусства Казахстана в Большом театре
Мир
Президент Германии снова призвал ввести военную службу для всех
Мир
В Кремле напомнили об опасности ядерной риторики
Мир
Одна из подозреваемых в ограблении Лувра освобождена под судебный надзор
Мир
Песков отметил блестящие перспективы отношений России и США
Спорт
Сборная России объявила стартовый состав на матч с Перу
Общество
Главу компании «Волгадорстрой» Миннуллина арестовали до 6 января
Мир
Посольство России сравнило санкции Канады с противомоскитной сеткой на подлодке
Мир
В ФРГ указали на упущенную возможность Меркель предотвратить конфликт на Украине
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Удмуртские перепечи, карельские калитки, белевские пряники, столбушинский сбитень, майкопская водка — это лишь небольшая часть 215 региональных брендов, которые нанесены на Гастрономическую карту России. Ее разработала Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Больше всего фирменных продуктов на карте — из Краснодарского края, Тульской, Астраханской и Московской областей. Такие уникальные товары, закрепленные за конкретной территорией, — мощный стимул для развития туризма в регионах, привлечения путешественников и появления новых маршрутов, отметил глава Роспатента Юрий Зубов. Какие продукты стали лицом регионов и как они развивают туризм — в материале «Известий».

Что едят в России

Гастрономическую карту из региональных российских брендов разработала Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), сообщили «Известиям» в ведомстве.

Региональный бренд — это товар, который производится на определенной территории, тесно связан с ее историей, традициями или географическими особенностями, которые отличают его от других аналогичных товаров. Обычно такие продукты имеют свою особую технологию изготовления и уникальный стиль.

«Аутентичное меню нашей страны насчитывает 215 уникальных продуктов питания и напитков из 73 регионов, — сообщили в пресс-службе Роспатента. — Это старинные блюда, которым уже несколько веков, а также «молодые» изделия XX столетия — российская кулинарная экзотика. Навигатор Роспатента станет удобным пособием для составления гастрономических туров по РФ для путешественников и гурманов».

мармелад
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Из более чем двухсот брендов в гастрокарте 104 — это пища, остальные — напитки. Больше всего их в Краснодарском крае — 26. Это девять продуктов питания, девять марок вина и восемь сортов минеральной воды.

По шесть «пищевых» брендов зарегистрированы в Астраханской и Тульской областях, еще пять — в Московской. С минеральной водой связаны 12 наименований из Ставропольского края, шесть — из Свердловской области. Всего же «водных» брендов на карте 87 в 41 регионе страны.

Центральный федеральный округ оказался лидером по фирменным мучным изделиям — они зарегистрированы в Тульской, Воронежской, Белгородской, Московской, Брянской и Владимирской областях. В ЦФО также больше всего запатентованных десертов — пряники, смоква, пастила, зефир и мармелад. В 2024 году, например, зарегистрирована Зарайская коврижка.

А в «барную карту» России входят дагестанские коньяки, кубанские, крымские вина, пиво и сидры из Свердловской, Рязанской, Курганской и Тамбовской областей, а также Адыгеи и Мордовии. Необычная ситуация с водкой — помимо двух территориальных, майкопской и тюменской, есть бренд «Русская водка», охватывающий всю территорию страны.

вино в бочках
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Региональные бренды — это эффективный инструмент для привлечения инвестиций, сообщил «Известиям» руководитель Роспатента Юрий Зубов.

— В отличие от товарных знаков, права на которые имеют только их обладатели, региональные бренды стимулируют в областях, краях и республиках производство товаров местными производителями, — сказал он.

Новые и старые региональные бренды

Среди самых «свежих» продуктов — зарегистрированные только в ноябре 2024 года карельская земляника, байдарский мед из Севастополя и бакчарская жимолость из Томской области.

— С начала 2024 года Роспатент зарегистрировал 22 региональных продукта, — рассказал Юрий Зубов. — А за последние четыре года — более 50.

В числе новых региональных брендов на гастрономической карте — кубанский ранний картофель, сыр «Сернурская легенда» из Марий Эл, можайское молоко из Подмосковья, мелитопольская черешня из Запорожской области, холмовская земляника из Крыма и ленинградские «пышки»-пончики.

Девушка в пышечной на Большой Конюшенной в Санкт-Петербурге.
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

В Астраханской области зарегистрированы бренды вяленой воблы и осетровой икры, на Дальнем Востоке есть патенты на камчатскую нерку, олюторскую сельдь и морскую капусту, в Мурманской области — на треску, в ХМАО — на сосьвинскую сельдь. Кроме того, на Русском Севере есть бренды, связанные с морошкой и олениной.

Аутентичная мясная кулинария представлена в Ямало-Ненецком автономном округе, Коми, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Башкирии и Астраханской области. Здесь запатентованы фирменные продукты из мяса лошадей, верблюдов, маралов.

Среди «старых» российских брендов, история которых насчитывает сотни и даже тысячи лет, — удмуртские перепечи (лепешки-корзинки с начинкой, в нынешнем виде существуют более 500 лет), оленина из Ямала (история продукта насчитывает двухтысячелетнюю историю), карельские калитки (пирожки из ржаного пресного теста с различными начинками, появились на рубеже XVI–XVII веков), столбушинский сбитень (его начали варить в конце XVIII столетия), белевские пряники, которые делают в Тульской области с конца XIX века.

Как продуктовые сувениры влияют на туризм

Наличие в регионах общепризнанных уникальных брендов стимулирует появление на карте России новых туристических центров и маршрутов и становится провайдером туриндустии, отметил Юрий Зубов.

— Благодаря народным художественным промыслам стали популярными экскурсии на Жостовскую фабрику в Московской области, автобусные туры Шуя–Холуй–Палех в Ивановской области, арт-пространство «Мордовский мореный дуб», — рассказал он. — В Удмуртии с 2016 года проходит фольклорно-гастрономический фестиваль, где главным блюдом выступают перепечи. Съедобные региональные бренды — это повод для гастрономических и этнографических туров по России.

Праздник, посвященный национальному блюду- чак-чак.
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Гастрономический туризм в России был популярен всегда, а сейчас, вместе с перезапуском туристической индустрии, это направление переживает очередной виток развития, рассказала «Известиям» заместитель генерального директора по коммуникационным проектам АНО «Национальные приоритеты» Ирина Осадчая.

— Местные гастрономические бренды становятся новыми точками притяжения в регионах, получают народную известность и, конечно, положительно влияют на турпоток и развитие туризма в целом, — сказала она. — Каждый турист сегодня, планируя свое путешествие, обязательно включает в него знакомство с местной кухней, ищет информацию о национальных блюдах, локальных продуктах и ресторанах.

Она напомнила, что на национальном туристическом портале «Путешествуем.РФ» практически в каждом материале можно найти рекомендации именно для гастротуристов: какие местные блюда попробовать и где.

— Важна и господдержка местных брендов: за ней производители обращаются в региональные центры «Мой бизнес», которые работают по федеральному проекту «Малое и среднее предпринимательство», — рассказала она. — Так, например, у фермеров и сыроделов очень востребован грант «Агростартап», благодаря ему развиваются местные производства по всей России.

сыр
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Президент Ассоциации гастрономического туризма России Андрей Парамонов также уверен, что уникальные местные продукты становятся магнитами для путешественников.

— Люди любят путешествовать за вкусами. Например, туристы едут в Тулу за пряниками, в Казань за чак-чаком, — сказал он. — Появляются гастрономические фестивали, ярмарки, дегустационные туры, посвященные брендовым продуктам. Рестораны и кафе начинают использовать местные продукты в меню, создавая аутентичные впечатления для туристов. А производители местных брендов получают увеличение продаж, что стимулирует малый бизнес и создает рабочие места.

Он также отметил, что поддержка таких брендов на региональных уровнях должна быть системной: нужны гранты и субсидии для производителей местных продуктов, льготы для малого бизнеса, который занимается традиционными ремеслами и гастрономией, помощь с продвижением и рекламой, например, через фестивали, выставки, сувенирные лавки. Также необходима и инфраструктурная поддержка — создание музеев, дегустационных площадок, фабрик-экскурсий.

В качестве примера Андрей Парамонов привел Тульскую область, которая активно продвигала бренд «Тульский пряник» через музеи, экскурсии, создание узнаваемой упаковки и регистрацию географического наименования, а Вологодская область официально зарегистрировала бренд «Вологодское масло», обеспечила контроль качества и организовала экспорт.

тульский пряник
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Гастрономия является одним из дополнительных стимулов для привлечения и иностранных туристов, заявили «Известиям» в Центре стратегических разработок. Например, среди арабских туристов, популярностью пользуются сладости, и в числе фаворитов у них медовик, а также блины. Арабским гостям близка кухня, которую предлагают на Северном Кавказе и в Татарстане.

В 2024 году, отметил эксперт, гастрономический туризм в России продолжил набирать популярность, что подтверждается ростом турпотока, увеличением интереса к винным турам и повышенным вниманием к гастрономическим объектам.

В Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что в рамках единой субсидии по национальному проекту «Туризм и гостеприимство», которая выделяется регионам на развитие туризма, субъекты могут направить средства на проведение туристических событий, в том числе гастрофестивалей. Это привлекает гостей и способствует росту числа турпоездок. Кроме того, гастрономическая составляющая является одной из ключевых при формировании национальных туристических маршрутов. Они позволяют путешественникам увидеть самые красивые места страны, познакомиться с культурой, традициями и локальной кухней регионов, отметили в ведомстве.

Читайте также
Прямой эфир