«Союз с Россией укрепляет белорусский суверенитет»
Парламентарии Белоруссии совершат визит в Россию после президентских выборов, сообщил в интервью «Известиям» лидер Либерально-демократической партии, депутат парламента республики Олег Гайдукевич, который в январе поборется за пост главы государства. Стороны намерены укреплять связи в 2025 году. В то же время Минск готов к сотрудничеству и с Западом, о чем ранее заявлял президент республики Александр Лукашенко. Однако такой диалог возможен только с учетом ее национальных интересов. При этом Москва всегда будет оставаться основным внешнеполитическим партнером Минска. О подготовке к выборам в Белоруссии, отношениях с Западом и приоритетных проектах парламентариев в 2025 году — в эксклюзивном интервью Олега Гайдукевича «Известиям».
«Мы поедем в Россию, как пройдут выборы»
— В Белоруссии в конце января пройдут президентские выборы. По вашему мнению, насколько республика готова к голосованию? Как вы считаете, отразится ли на его ходе отсутствие наблюдателей от ОБСЕ?
— Начну сразу с наблюдателей. Никак их отсутствие не отразится на выборах. Ничего не меняется. Они пишут заранее заготовленные выводы о голосовании исключительно из-за политических пристрастий. Им, например, не нравится нынешняя грузинская власть, потому что она не хочет воевать с Россией, а белорусская власть не нравится, потому что мы не хотим разрывать отношения с Москвой, поддерживаем Россию и потому что проводим суверенную политику. Из-за этого наши выборы они не признают. Другой причины нет. Но при этом к нам приезжает огромное количество наблюдателей из стран СНГ, из Азии, Китая, с Ближнего Востока. Есть наблюдатели из Европейского союза — из отдельных стран.
Поэтому наблюдателей хватает, но самое главное — это то, что выборы для народа. Поэтому и в России, и в Беларуси нужно отучаться от того, что нам важны оценки какой-то другой страны. Они наши оценки не спрашивают. Ни Польша, ни Франция, ни Германия, ни США не спрашивают нашего мнения об их выборах. И мы не должны спрашивать.
А что касается готовности, то Беларусь готова. У нас будут хорошие выборы, конкуренция. Участвуют все парламентские партии страны, они разные. Нет «пятой колонны». Так и от этого надо отучаться. Хватит того, что у нас на выборах участвовали те, кто призывал к насилию, к улице.
— Видите ли вы предпосылки к углублению сотрудничества между парламентариями Белоруссии и России в 2025 году? И какие темы станут самыми актуальными?
— Мы уже составили план. Он включает в себя углубление интеграции во всех сферах, наша основная цель — это улучшение жизни наших граждан в России и Беларуси, чтобы они чувствовали себя лучше. Мы, несмотря на санкции, показали экономический рост. Наша задача — это построить суверенную экономику, которая минимально зависит от внешних игроков. Этим мы и занимаемся: создаем собственное производство, делаем ставку на инновационные предприятия. Работы очень много предстоит и в России, и в Беларуси.
— Планируется ли встреча белорусских и российских депутатов после президентских выборов? Известна ли уже дата? Также поднимается ли вопрос зарубежных визитов?
— Обязательно. У нас запланировано парламентское собрание Союза Беларуси и России, заседание. Ну и рабочие встречи. Я лично как депутат и лидер партии планирую после выборов посетить Госдуму России.
Дата еще неизвестна, но мы поедем в Россию, как пройдут выборы. Согласуем с коллегами. Мы всегда общаемся, поддерживаем постоянную связь. Также проходят постоянные заседания комиссий парламентского собрания: то есть какие-то депутаты постоянно находятся в России, приезжают, или российские приезжают к нам. Эта работа не прекращается ежедневно.
Что касается зарубежных визитов, то они проходят каждый день — это и Китай, и Ближний Восток, и Африка. Также у нас созданы группы дружбы с разными государствами, например со странами Африки, Ближнего Востока, Азии, также с Китаем, Россией. Такая международная работа ведется постоянно, она построена на планомерной основе.
— Планируете ли вы как-то сотрудничать с российскими парламентариями касательно совместной российско-белорусской разработки Хартии по евразийской безопасности?
— Мы с депутатами РФ в рамках парламентского собрания Союза Беларуси и России сотрудничаем абсолютно по всем сферам. Нам это выгодно. У нас нет ни одной темы, по которой бы белорусские и российские парламентарии не сотрудничали.
«Диалог — это не значит, что мы пойдем им на какие-то уступки»
— Президент Белоруссии Александр Лукашенко 14 января заявил о планах восстановить диалог с Западом. А вот обсуждается ли этот вопрос в парламенте? И можем ли мы говорить, что Россия в любом случае останется основным внешнеполитическим партнером Белоруссии?
— Когда президент говорит о том, что надо продолжать диалог с Западом и восстановить отношения, он сразу оговаривается, и говорит о том, что мы никогда этот диалог и не прекращали. И не по нашей вине отношения с Западом плохие. Не по вине России и Беларуси. Мы никогда не дружили с кем-то в ущерб кому-то.
Мы никогда не будем общаться с Западом против России или против любого другого государства. И Россия так же себя ведет. Не мы портили отношения, не мы вводили санкции, не мы поддерживаем у себя в стране террористические организации, как это делает Польша, Литва, которые хотят осуществлять у нас теракты. И мы сейчас от диалога не отказываемся. Но диалог — это не значит, что мы пойдем им на какие-то уступки.
Мы готовы только к равноправному диалогу с учетом наших национальных интересов. Такой диалог хоть завтра, и он будет, потому что есть аксиома — Европа не будет сильна без Беларуси и России. Они не смогут без нас быть суверенными, независимыми и не смогут экономически нормально развиваться. Мы живем на одном материке.
«Россия всегда будет нашим основным союзником»
— А можем ли мы говорить, что Россия в любом случае останется основным внешнеполитическим партнером Белоруссии?
— Россия всегда будет нашим основным союзником. Потому что аналогов Союзному государству больше нет. У Минска и Москвы нет более тесного интеграционного проекта, чем Союзное государство, и этот проект дальше будет развиваться. Причина этому в том, что союз с Россией укрепляет белорусский суверенитет, государственность и делает Россию сильнее тоже.
— Ранее глава МИД Белоруссии Максим Рыженков заявил, что Минск направит усилия на продвижение инициативы проведения глобального диалога по безопасности. А ведется ли работа по этому направлению в парламенте?
— Конечно. Сегодня этот диалог о безопасности звучит уже не только с уст нашей страны, не только с уст России, но также от Китая, от многих стран Ближнего Востока. Также из Европы уже раздаются голоса: из Венгрии, из Германии, например, мы видим [интерес] от «Альтернативы для Германии». Также из Австрии от Партии свободы. Без этого диалога ничего не возможно.
Беда Европы только в том, что они не самостоятельны. Как только они начнут думать не об американских интересах, а о своих, этот диалог с Европой начнется более быстро.
Мы, депутаты, чиновники, в Беларуси, в России должны все усилия сосредоточить на том, чтобы стать сильнее. Поэтому это приоритет, а не поиск диалога. От диалога мы никогда не отказывались и не откажемся. Но диалог будет только на равных, уступок не будет, потому что мы работаем для своего народа, а не для кого-то.
«Мы должны продолжать работу по увековечиванию памяти и недопущению переписывания истории»
— В 2025 году отмечается 80 лет победы в Великой Отечественной войне. Какие проекты планируются с парламентариями России? Намерены ли вы организовать мероприятия, посвященные 9 Мая?
— Наша основная задача сейчас — это унификация законодательства, продолжение работы в этом направлении.
Ну и, конечно, в этом году важен юбилей победы в Великой Отечественной войне. Поэтому у депутатов парламента пройдет много мероприятий, связанных с этой датой: семинары, встречи в регионах, как в российских, так и в белорусских. Мы должны продолжать работу по увековечиванию памяти и недопущению переписывания истории.
— Ранее сообщалось, что Москва и Минск хотят создать комиссию по расследованию преступлений Киева. А на каком этапе сейчас эта инициатива?
— Это были идеи. Пока нет таких решений. Эту идею кто-то поддержал, кто-то считает, что у нас хватает инструментов для работы. Но сейчас у нас достаточно работы. Надо будет создать комиссию — создадим. Пока нет таких решений. У нас и так очень много комиссий. Но это не значит, что что-то когда-то не создадут, всё решается в рабочем порядке.