Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Мир
Президент Кубы поблагодарил Путина за понимание проблем кубинцев
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Лори Чавес-Деример на пост министра труда
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Общество
Песков сообщил об отсутствии планов по проведению мобилизации в России
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Армия
Средства ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над территорией Крыма
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Общество
Москву накрыл сильный снегопад
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
В Британии пожаловались на невозможность ведения длительной войны в Европе
Армия
Марочко назвал Купянск самой напряженной точкой на карте боевых действий
Мир
Меркель заявила о невозможности для Украины в одиночку решать вопрос переговоров с РФ
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Общество
Синоптики спрогнозировали сильный снег и до +2 в столице 23 ноября
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области

Ученые назвали невозможной работу лауреатов Нобелевской премии по химии

Профессор Мажуга об итогах Нобелевской премии по химии: совершено невозможное
0
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В этом году Нобелевскую премию по химии получили три биолога — Дэвид Бейкер, Демис Хассабис и Джон Джампер. Все они удостоены награды за моделирование и создание сложный белковых систем. Бейкер сделал невозможное: его команда смогла разработать программу, которая могла предсказывать структуру небольших белков, а так же искать ферменты, белки с определенной функцией, с новыми свойствами. Об этом заявил 9 октября «Известиям» профессор РАН, научный руководитель РХТУ им. Д.И. Менделеева, первый зампред комитета ГД по науке и высшему образованию Александр Мажуга.

«Понимание механизма работы живых систем, а значит, и возможность влиять на них требует детального знания структуры белковых молекул и понимания их функций. Структура белка важна при создании новых лекарственных средств. Поиск лекарств наугад ушло в прошлое, сегодня препарат ищется под конкретную мишень. Под мишенью лекарства мы чаще всего подразумеваем белковую молекулу», — объяснил он.

Мажуга уточнил, что Хассабис и Джампер решили вопрос с предсказанием структуры белков. В них аминокислоты связаны между собой, образуя полимер. Тот может представлять длину цепочку или упаковываться в трехмерные структуры. Как раз строение последних очень важно для предсказания и исследования свойств белков, а также создания препаратов, которые бы с ними взаимодействовали, заметил профессор.

«Надо отметить, что это тематика заслуживает присуждения Нобелевской премии, эти открытия действительно повлияли на развитие химии белков», — добавил он.

Кроме того, проректор па науке и инновациям РХТУ им. Д.И. Мендлеева Евгений Хайдуков заметил, что проникновение технологий искусственного интеллекта (ИИ) в современный мир стало настолько очевидно, что в этом году нейронные сети стали фактически соавторами двух Нобелевских премий — по физике и химии.

«Символично, что вчера премии удостоились Джон Хопфилд и Джеффри Хинтон за создание основ нейронных сетей и машинного обучения, а сегодня — Дэвид Бейкер (Университет Вашингтона), Демис Хассабис и Джон Джампер (Google DeepMind) — за применение нейросетей и искусственного интеллекта для решения задач, связанных с предсказанием трехмерной структуры белков», — отметил Хайдуков.

По его словам, белки — структурная основа всех жизненных процессов, представляющие собой длинные цепи аминокислот. Последовательность аминокислот в белках ученые научились определять достаточно давно, однако функциональность во многом зависит от их трехмерной структуры, то есть от того, как эта цепочка «свернута» в пространстве. Определить ее классическими физическими методами (рентгеновская кристаллография, электронная микроскопия) достаточно сложно. Попытки использовать компьютерные мощности для предсказания структуры белка начали предприниматься давно, однако точность прогнозов была невысока.

«Появление в последние несколько лет программ на основе ИИ, таких как AlphaFold и RoseTTAFold, над созданием которых работали лауреаты, позволило значительно повысить точность моделирования, что уже было использовано для решения важных задач, например, для определения трехмерной структуры белков коронавируса и поиска новых терапевтических молекул, способных связываться с такими белками. В будущем программы на основе нейронных сетей могут даже позволить «проектировать» новые белки с заданными свойствами, например, для разложения пластиков», — заключил Хайдуков.

Ранее в этот день стало известно, что Нобелевскую премию по химии в 2024 году получили американец Бейкер и британцы Джампер и Хассабис. Сообщалось, что первому присудили награду «за вычислительный дизайн белков», а двум другим — «за предсказание структуры белков».

Накануне Нобелевскую премию по физике-2024 получили американец Хопфилд и британец Хинтон. Их наградили «за фундаментальные открытия и изобретения, которые позволяют осуществлять машинное обучение с помощью искусственных нейронных сетей».

До этого, 7 октября, лауреатами Нобелевской премии по физиологии и медицине в 2024 году стали американские ученые Виктор Эмброс и Гэри Равкан. Награда была им присвоена за открытие микроРНК и ее роли в посттранскрипционной регуляции генов.

Читайте также
Прямой эфир