Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Власти Аргентины потребовали от Испании извинений за оскорбление президента
Мир
Папа римский выразил соболезнования по поводу гибели президента Ирана
Мир
Премьер Польши заявил об аресте девяти человек из-за обвинений в диверсиях
Происшествия
Открытое горение в здании швейной фабрики в Ногинске ликвидировали
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Спорт
«Химки» и махачкалинское «Динамо» вышли в Российскую премьер-лигу
Мир
Молдавский депутат заявила о возможной гибели страны из-за евроинтеграции
Мир
В Литве заявили о готовности отправить военных инструкторов на Украину
Мир
Небензя назвал условия для мирного урегулирования украинского конфликта
Общество
Суд в Москве оштрафовал окрасившего волосы в желто-голубые цвета мужчину
Мир
Похороны Раиси пройдут 23 мая в его родном городе Мешхеде
Общество
В Курской области из-за заморозков ввели режим ЧС
Мир
Китай выразил разочарование отклонением СБ ООН резолюции РФ по космосу
Мир
В Индии самолет совершил экстренную посадку из-за возгорания двигателя
Общество
МЧС предупредило москвичей о грозе и сильном ветре 21 мая
Происшествия
В Пермском крае произошло столкновение трех большегрузов
Мир
Авиация коалиции США за сутки пять раз нарушила протоколы деконфликтации в Сирии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Центробанк опубликовал доклад о состоянии экономики, в том числе автомобильной отрасли. Регулятор отмечает, что российский автопром и авторынок адаптируются к новым условиям, и в целом ситуация в этой сфере улучшается. При этом рост цен на машины обусловлен зависимостью российских автопроизводителей от импортных комплектующих. Сейчас это основная проблема в отрасли, считают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Автопром адаптируется

Российский автомобильный рынок продолжает адаптироваться к новым условиям, и ситуация в отрасли постепенно улучшается. Об этом говорится в докладе Банка России «Региональная экономика», опубликованном на официальном сайте регулятора. В Центробанке отмечают, что объемы производства автомобилей в стране частично восстановились, а их продажи в начале 2024 года вернулись к уровню конца 2021 года.

«В 2023 году существенно изменилась структура рынка, при этом возросла доля импорта. В сегменте легковых автомобилей существенно расширилось присутствие китайских партнеров, в том числе за счет импортных поставок готовых автомобилей, комплектующих, а также организации крупноузловой контрактной сборки на территории России», — отмечается в докладе.

Автомобиль
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

При этом в Центробанке подчеркивают, что перезапуск предприятий автопрома, которые долгое время находились в простое после ухода из России ряда иностранных компаний, был произведен на базе китайских моделей. При этом процесс перезапуска автозаводов, остановленных в 2022 году, пока не завершен и, по прогнозу Банка России, продлится до 2027 года. Вместе с тем в прошлом году основной вклад в восстановление производства внес выпуск автомобилей отечественных брендов, который уже превысил уровень 2021 года, подчеркивают в ЦБ РФ.

«Отечественные производители восстанавливали модельный ряд и комплектацию своих автомобилей. В частности, крупный автоконцерн из Волго-Вятки сумел не только возобновить производство востребованной на рынке модели, но и вернуть в свои автомобили антиблокировочную систему (ABS) и ряд других компонентов, а также вновь перевел автомобили на экологический стандарт «Евро-5», — отмечают в Центробанке заслуги АвтоВАЗа.

Вместе с тем в Банке России признают, что по-прежнему сохраняются «отдельные проблемы с комплектующими, особенно в части логистики поставок и их сертификации». При этом дальнейший рост производства будет связан с развитием отечественных марок, а также с увеличением контрактной сборки брендов из дружественных стран на мощностях отечественных заводов. Однако регулятор предупреждает о рисках вторичных санкций в отношении партнеров из дружественных стран.

завод
Фото: ТАСС/Елена Афонина

Зависимость осталась

Примером таких рисков является ситуация с анонсированным летом прошлого года запуском под Санкт-Петербургом новой модели X-Cross 5, считает вице-президент национального союза Антон Шапарин.

— Об этом проекте громко заявили, однако полноценное производство так и не началось. Во многом из-за опасений китайской стороны попасть под санкции, — отметил он.

С ним согласен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, доклад ЦБ РФ в целом адекватно отражает картину, которая складывается в российском автопроме. Однако основная проблема, с которой сейчас сталкивается отрасль, в документе отражена достаточно слабо, считает он.

Завод
Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

— Новые отечественные автомобильные бренды, тесно сотрудничающие с партнерами из дружественных стран, очень сильно зависят от поставок комплектующих и машинокомплектов из-за рубежа. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Однако в целом эта зависимость остается достаточно серьезной, — рассказал «Известиям» Сергей Бургазлиев.

Похожая ситуация наблюдается и у традиционных российских автомобильных брендов, особенно в отношении электронных компонентов, считает он. Из-за этого производители вынуждены отказываться от тех или иных опций и функций на своих моделях, отмечает Бургазлиев.

Цены выше, спрос ниже

Отдельный раздел доклада Центробанка посвящен ситуации на автомобильном рынке. В начале 2024 года объемы продаж новых машин в нашей стране достигли уровня конца 2021 года, говорится в исследовании.

«Этому способствовали восстановление потребительской активности и эффект низкой базы. Сдерживающим фактором остается высокая стоимость автомобилей, в том числе из-за повышения утилизационного сбора», — отмечается в докладе регулятора.

автомобиль
Фото: ТАСС/NEWS.ru/Сергей Булкин

В ЦБ РФ отметили, что январе 2024-го годовой прирост цен на новые легковые автомобили составил в среднем 12%, причем отечественные модели подорожали на 18%. Основной причиной в Банке России называют высокий спрос при сохранении роста издержек, в том числе из-за сохраняющейся зависимости российских автопроизводителей от импортных комплектующих. Кроме того, одной из острых проблем в этой отрасли остается нехватка персонала, особенно квалифицированного, отмечают в Центробанке. Что касается автомобилей иностранных брендов, то их стоимость выросла на 4,4%.

«Сдерживающее влияние на рост цен на зарубежные автомобили оказали укрепление рубля в конце 2023 года и значительные складские запасы автомобилей, преимущественно китайских марок», — говорится в анализе рынка, проведенного ЦБ.

В Центробанке оценили и влияние на рынок и цены вступающих с 1 апреля новых правил расчета утилизационного сбора за автомобили, ввезенные через страны ЕАЭС. С этой даты для физических и юридических лиц вводится доначисление утилизационного сбора за автомобили, ввезенные через эти страны, если выяснится, что при прохождении таможни были недоплачены различные налоги и сборы.

Из-за этого в феврале–марте 2024 года «наблюдается кратковременный рост спроса на импортные автомобили, преимущественно европейских и американских брендов, ввозимые через страны ЕАЭС по параллельному импорту». В дальнейшем ЦБ РФ ожидает повышения цен на такие машины, а также сокращения доли авто, ввезенных по параллельному импорту в общих объемах продаж.

Автовоз
Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Новые правила таможенного оформления автомобилей, поставляемых на российский рынок через страны ЕАЭС, безусловно, скажутся на их стоимости, согласен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

— По моим расчетам, цены на такие автомобили могут увеличиться на 20–25%, — поделился он своим прогнозом с «Известиями».

Прямой эфир