Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Сочи ожидаются смерчи и волны высотой до 3 м
Мир
Польские фермеры заблокировали КПП на границе с Украиной
Армия
Армия России нанесла удары по военным аэродромам на Украине
Мир
В США призвали к импичменту Байдена после удара Россией «Орешником» по Украине
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Армия
Общие потери ВСУ в Курской области превысили 35 тыс. человек
Мир
Захарова отметила ключевую роль Великобритании в гибридной войне против РФ
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Мир
Овечкин впервые появился на публике после травмы и посетил матч НБА
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Общество
На Запорожской АЭС заработала отключенная линия энергоснабжения «Днепровская»
Мир
На границе Украины поймали заплативших по $10 тыс. за переправку в Венгрию уклонистов
Мир
В нескольких республиках СНГ произошли землетрясения
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Строить дороги в заповедниках только в виде эстакад или тоннелей предлагает Экспертный совет по заповедному делу — такое предложение он направил в Минприроды и Минтранс. Приоритетом должны быть ремонт и реконструкция, а не строительство новых дорог, поэтому в порядок экспертизы проектов необходимо внести изменения, указывают специалисты. Необходимость пересмотра действующего законодательства они объясняют активным развитием дорожного строительства, которое наносит всё больший ущерб природе. В Минприроды заявили, что готовы рассмотреть предложения экологов.

Вредное строительство

Законодательство, регулирующее строительство дорог на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), к которым относятся заповедники, заказники и нацпарки, следует пересмотреть и ужесточить, считают в Экспертном совете по заповедному делу. Соответствующее обращение направлено в Минприроды, документ есть в распоряжении «Известий».

«Строительство автомобильных и железных дорог оказывает значительное негативное антропогенное воздействие на природные комплексы и объекты особо охраняемых природных территорий и их охранных зон», — отмечается в документе.

При этом существующие участки транспортных коридоров, проложенных через заповедники и нацпарки, важно сохранять, чтобы не допустить их фрагментацию и обеспечить возможности для государственного контроля и надзора, подчеркнули эксперты.

трасса
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Действующее законодательство не разрешает строительство дорог на территориях заповедников и национальных парков, допуская лишь ограниченное количество исключений. Например, если исторически в нацпарке проживают люди, поэтому им необходима транспортная связь.

Сейчас при создании транспортной инфраструктуры природоохранное законодательство может нарушаться, вредя природным комплексам, объектам растительного и животного мира. Так, в декабре 2023 года в связи с незаконной рубкой леса при строительстве дороги в Сочинском национальном парке привлечена к административной ответственности компания «Турьев Хутор Девелопмент». Размер ущерба, рассчитанный Генпрокуратурой, составил более 2,5 млрд рублей, напомнил член бюро совета Михаил Крейндлин.

— Другой пример — строительство трассы через природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», — напомнил он. — Оно привело к уничтожению мест обитания редких видов животных и растений. Уже на сегодня, по оценкам экспертов, ущерб природным комплексам превысил 11 млрд рублей.

Официальной статистики по гибели животных на дорогах нет, но счет по крупным копытным и хищникам идет на сотни особей в год, пояснил «Известиям» главный научный сотрудник Института географии РАН, почетный работник охраны природы РФ Аркадий Тишков.

лиса
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

— Гибнут тигры, рыси, медведи, лоси, косули и др. Счет гибели мелких млекопитающих и птиц, собирающих корм на дорогах, идет на тысячи в год, — рассказал он. — Например, на дорогах национального парка «Валдайский» летом и зимой гибнут енотовидные собаки, лисы, куницы, барсуки, выдры и другие животные.

В 2023 году СКР инициировал проверку по факту вырубки деревьев в этом природном парке, пока о ее результатах не сообщалось.

Сейчас, по его словам, планируется реализация ряда масштабных проектов по строительству трасс на ООПТ. Именно поэтому необходимо усилить нормы проведения экспертизы. Так, в числе грядущих строек он назвал проект автомобильной и железной дорог, соединяющих курорт «Лагонаки», курорт «Архыз» и курорты Красной Поляны, в границах объекта Всемирного наследия «Западный Кавказ», а также планы строительства автомобильной дороги на территории объекта Всемирного наследия «Вулканы Камчатки» для нужд курорта «Три вулкана».

В совете обеспокоены и планами по строительству дороги, проходящей через нацпарк «Лосиный остров». Предлагаемый вариант «фактически отрежет значительную часть Мытищинского лесопарка от основной территории парка, приведет к фрагментации и деградации природных комплексов, нарушению путей миграции животных», указано в заключении экспертов, которое есть в распоряжении «Известий».

знак
Фото: ТАСС/Анастасия Диева

Как предлагают изменить законодательство

Минтрансу предлагают инициировать включение в строительные нормы и правила строительства автомобильных и железных дорог положение о том, что на ООПТ новые дороги должны строить только в виде эстакад или тоннелей.

«Предлагается обеспечивать приоритетность реконструкции существующих дорог перед строительством новых», — указано в документе.

Автомобильные дороги планируют, проектируют и строят с учетом всех требований «экологической безопасности, рационального природопользования, благоприятного состояния окружающей природной и социальной среды, сохранения естественных экологических систем и природных ресурсов», заверили «Известия» в пресс-службе «Автодора». При наличии ограничений прохождение объектов в границах особо охраняемых природных территорий исключают, подчеркнули там.

Экодук для перехода диких животных через ЦКАД-3

Экодук для перехода диких животных через ЦКАД-3

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Там также напомнили, что есть способы сохранения живой природы даже при строительстве дорог: например, в России с 2016 года строятся экодуки — предназначенные только для животных мосты или тоннель.

В Минприроды заверили «Известия», что готовы рассмотреть предложения экспертного совета, провести их всесторонний анализ и дать соответствующую оценку.

Ревизия и диалог

Сейчас действительно наступило время, когда необходимо провести ревизию состояния транспортной инфраструктуры на ООПТ и обновить рекомендации, позволяющие минимизировать ущерб для заповедников и нацпарков, считает Аркадий Тишков.

— Развитие транспортной инфраструктуры на ООПТ чревато различными проблемами и угрозами. В их числе фрагментация природных комплексов, постоянный фактор беспокойства для животных, гибель объектов животного мира на дорогах, эрозия почв, особенно в горных районах, накопление отходов, ландшафтные пожары, распространение чужеродных видов растений вдоль трасс, — сказал он «Известиям».

Он также обратил внимание, что экологичные переходы дорог для животных сейчас единичны.

строительство
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Есть планы, есть первый отраслевой ГОСТ по экодукам. Есть предложения по модернизации дорог на ООПТ с использованием технологий экологичных эстакад и экодуков, мелких зоопереходов с учетом путей сезонных миграций копытных и хищных млекопитающих, — отметил он.

Такие решения особенно необходимы в связи с развитием экологического туризма на ООПТ, которое невозможно без транспортной инфраструктуры, полагает он. По словам эксперта, экологичные решения на трассах в долгосрочной перспективе всё равно обходятся дешевле, чем компенсация нанесенного природе ущерба.

Изменения, по его мнению, давно назрели, согласен заведующий лабораторией прогнозирования региональной экономики Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков.

— В дорожном и железнодорожном строительстве существует явный перекос в сторону строительства новых трасс, вместо того чтобы заниматься реконструкцией существующих магистралей, — сказал он «Известиям».

По его мнению, нужно делать приоритетом именно реконструкцию существующих дорог — она может стать эффективной альтернативой новому строительству. Нужны, по его словам, конструктивные решения по строительству экодуков и другие меры, которые позволят снизить масштабы ущерба природе.

экодук
Фото: ТАСС/AP/Elaine Thompson

В каждом конкретном случае планирования транспортного строительства на ООПТ нужен конструктивный диалог с профессиональным экологическим сообществом, уверен сопредседатель Экспертного совета по заповедному делу заслуженный эколог РФ Всеволод Степаницкий.

— В ходе этого диалога следует оценить все преимущества и изъяны предлагаемого проекта, альтернативные возможности, пути минимизации ущерба охраняемым экосистемам и их компонентам, — пояснил он.

По словам эколога, сегодня уже существует опыт строительства транспортных коммуникаций на ООПТ с учетом сохранения дикой природы. Например, в Кении железная дорога Момбаса – Найроби проложена в том числе и через территории национальных парков. Однако использованное дорогостоящее инженерно-техническое решение позволило сохранить среду обитания и пути миграции крупных млекопитающих, добавил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир