Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии призвали помочь Украине вернуть на родину мужчин призывного возраста
Мир
Все 156 задержанных в ходе протеста в Ереване освобождены
Общество
В Смольном наградили людей, спасавших пассажиров из упавшего в Мойку автобуса
Политика
Госдума утвердила все кандидатуры на посты вице-премьеров
Экономика
«Газпром» с начала года нарастил поставки газа в Китай по «Силе Сибири» на 37,4%
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожили 16 реактивных снарядов RM-70 Vampire
Мир
В Латвии арестовали мужчину после публикации видео с поддержкой России
Мир
В Мумбаи более 50 человек пострадали от падения рекламного щита
Мир
Минимум девять человек получили ожоги из-за взрыва в школе пожарных в Польше
Пресс-релизы
«Ночь музеев» в Музее музыки состоится 18 мая
Общество
Кардиохирург рассказал о возможности появления в России госоргана по продвижению ЗОЖ
Мир
В минэнерго Украины заявили о серьезном ущербе энергосистеме страны в 2024 году
Авто
В РФ могут увеличить лимит выплат по ОСАГО при европротоколе
Политика
В МИД Ирана объявили об открытии виртуального посольства Палестины
Авто
Собянин показал новый кроссовер «Москвич 8»
Мир
В Казахстане суд приговорил Бишимбаева к 24 годам тюрьмы по делу об убийстве жены
Мир
В Еврокомиссии возмутились запретом на флаг ЕС во время финала «Евровидения»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские автотрассы будут покрывать мобильным интернетом еще на стадии строительства, реконструкции и ремонта. Это следует из рекомендаций рабочей группы Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации — они станут основой для разрабатываемых и вносимых сенаторами законов. Пока без интернета остаются десятки километров дорог — связистам сложно договориться о размещении оборудования с их строителями и эксплуатантами.

На трассе решают всё

Новые автодороги, строящиеся в РФ, должны располагать инфраструктурой для прокладки сетей фиксированной и сотовой связи: площадками для размещения сотовых вышек, коллекторами и канализацией для кабелей. То же самое касается реконструируемых и проходящих капитальный ремонт трасс. Это следует из рекомендаций рабочей группы Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации (СФ), с которыми ознакомились «Известия». В конце октября их рассмотрит этот Совет под руководством первого вице-спикера СФ Андрея Турчака. В случае одобрения они станут основой для разрабатываемых и вносимых сенаторами законов, объяснил источник в СФ.

Организацию дорожной инфраструктуры в неразрывной связке с телекоммуникационной в рекомендациях предлагается закрепить специальным законом, а также изменениями в строительные нормы и правила (СНиП), следует из документа.

строители
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

— Сделать строительство дорог и строительство инфраструктуры взаимосвязанными необходимо, поскольку сейчас операторы, желающие покрыть интернетом трассы, зачастую не могут этого сделать. Чтобы размещать свои объекты, им приходится договариваться с владельцами участков вдоль дорог, которые не всегда идут навстречу, — утверждает источник «Известий», близкий к СФ.

Если речь идет о прокладке кабеля вдоль автодороги, длина которой может достигать сотен километров, нужно согласовать его размещение с десятками хозяйствующих субъектов. В результате эти участки зачастую оказываются не покрыты интернетом и голосовой связью, отмечает собеседник «Известий».

Строить вышки и прокладывать траншеи в полосе отвода дорог тоже непросто: за их эксплуатацию отвечает множество организаций федерального, регионального и местного уровней, с каждой из которых приходится договариваться, продолжил собеседник издания. Предлагаемые изменения законодательства и нормативной базы должны не только максимально упростить прокладку линий связи вдоль дорог, но и обеспечить недискриминационный доступ к ней конкурирующих операторов, упрощенное выделение земельных участков государственными и муниципальными структурами и многое другое, считает он.

Монтаж вышки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В рекомендациях предлагается на законодательном уровне регламентировать размещение «линейно-кабельных сооружений транспортной многоканальной связи в конструктивных элементах автомобильных дорог (в полотне и обочине)». Это необходимое условие развития концепции так называемой умной дороги, которая будет обеспечивать ориентацию и управление беспилотным транспортом, объяснил «Известиям» один из участников рабочей группы.

— Включение в СНиП требований к телекоммуникационной инфраструктуре и предоставление равноправного доступа к ней всех игроков рынка позволило бы решить много текущих проблем. Это дало бы возможность предлагать различные цифровые сервисы участникам движения и эксплуатантам автомагистралей, — отметили в «Вымпелкоме».

Также совместное использование инфраструктуры всеми операторами позволит усилить экономический эффект, добавили в компании.

МТС знает об этих инициативах, они будут поддержаны отраслью, полагает представитель компании.

Для покрытия автотрасс в первую очередь важно создавать базовую инфраструктуру в комплексе: подъездные пути, техплощадки, антенно-мачтовые сооружения (АМС), — перечислили в МТС.

вышка 5g
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Также важно создать прозрачный механизм получения технических условий на прокладку, перенос и эксплуатацию линий связи в полосе отвода и придорожной полосе автодорог, добавил представитель оператора.

«Мегафон» поддерживает рекомендации, отраженные в документе Совета по развитию цифровой экономики, сообщил представитель оператора. По его словам, зачастую дороги не располагают базовой инфраструктурой, необходимой для прокладки сетей фиксированной и сотовой связи — речь идет об электроэнергии, площадках для установки вышек, траншеях для прокладки волоконно-оптических линий связи и так далее.

— Необходимость согласовывать проведение работ вдоль автодорог с большим количеством заинтересованных сторон, среди которых лесничества, организации дорожного строительства, представители энергетических служб и прочее, зачастую значительно затягивает процесс радиофикации трасс, — отмечают в «Мегафоне».

В пресс-службе Tele2 сказали, что обеспечение надежного покрытия сетями связи федеральных трасс для операторов требует существенных инвестиций: строительство АМС, закупка и монтаж дефицитного телекоммуникационного оборудования. Дополнительное кратное удорожание — следствие отсутствия точек технологического присоединения к сетям энергоснабжения и невозможность установки АМС в полосе отвода самих автодорог. Это приводит к убыточности подобных проектов, отметили в компании.

строители
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Стройка с запасом

Покрытие трасс сотовой связью и интернетом — долгосрочный проект, который надо реализовывать, считает гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. Сейчас строить объекты связи вдоль дорог крайне сложно, ведь надо еще проводить к ним линии электропередачи, каналы связи, договариваться с большим количеством владельцев земельных участков, энергетиками и другими организациями, объяснил он. Из-за этого не покрытыми связью остаются десятки километров дорог, говорит эксперт.

Качественное покрытие дорог беспроводной связью — это вопрос и безопасности, и развития конкурентоспособной экономики, отметил главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин. И речь идет даже не о беспилотном автотранспорте, где гарантии постоянного доступа в интернет — это необходимое условие для безопасного движения, а о сегодняшних уже миллионах «подключенных» легковых и грузовых автомобилей, которые используют доступ к интернету для навигации, телеметрии, управления логистикой, в том числе для электронного документооборота, перечисляет эксперт.

Уже год в нашей стране можно оформлять в электронном виде перевозочные документы — транспортную накладную, путевой лист и этот список растет. Но как такие документы проверит, например, сотрудник ГИБДД, если на дороге не будет интернета? — задается он вопросом.

При этом, по мнению Андрея Ионина, дорожная инфраструктура для размещения оборудования связи должна сразу создаваться с учетом и роста трафика на горизонте 10–15 лет, и перспективных технологий, ведь автомобильные дороги строятся с прицелом на эксплуатацию в течение десятилетий.

шоссе машины
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Новые дороги обычно стараются возводить так, чтобы они не проходили через населенные пункты — трассировка осуществляется таким образом, потому что дешевле строить трассы на отдаленных от населенных мест земельных участках, уточнил директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

— Если вы прокладываете трассу вдали от населенных пунктов, по лесам и полям, то, скорее всего, услугами связи будут пользоваться там только водители, пассажиры и службы, отвечающие за обслуживание трассы. Рентабельно ли обеспечивать 100-процентное покрытие всей протяженности такой трассы? Предположу, что нет. И это не проблема России. В любой другой стране с развитой дорожной сетью, вы, скорее всего, передвигаясь по автотрассам, на какое-то время останетесь без связи: она есть там, где востребована большим количеством абонентов, — отметил эксперт.

В таких зонах принято устанавливать стационарные пункты связи с экстренными службами, добавил он.

Минцифры в курсе предложений Совфеда по развитию услуг связи вдоль автодорог и поддерживает их, сообщили «Известиям» в пресс-службе. Ведомство совместно с Минтрансом и другими министерствами прорабатывают вопрос размещения сооружений связи вдоль автодорог, в том числе в полосе отвода и придорожных полосах дорог, отметили там. Также рассматривается вопрос снижения издержек операторов связи, энергетиков, строителей других линейных объектов за счет синхронизации планов по развитию сетей: то есть строить одновременно дорогу, связь и электросети там, где это возможно, добавили в Минцифры.

монтаж вышки
Фото: РИА Новости/Яков Андреев

— Специалисты Росавтодора участвуют в обсуждении подобных инициатив и в целом поддерживают их. Со своей стороны дорожники готовы резервировать кабель-каналы в пределах полосы отвода, а непосредственно устройство инфраструктуры для связи выполняют сами компании — поставщики этих услуг, — отметили в федеральном дорожном агентстве.

Но проведение сопутствующих работ по организации инфраструктуры связи только на объектах строительства и реконструкции не приведет к широкому распространению линий связи вдоль трасс, считают в нем. Для этой цели нужно задействовать и те участки, на которых дорожные работы не ведутся.

К тому же не стоит размещать кабель вблизи дорожного полотна, так как это может в дальнейшем способствовать нарушению его целостности, отметили в Росавтодоре. А мачты связи должны находиться на некотором удалении от трассы во избежание падения на проезжую часть. Все эти вопросы еще прорабатываются совместно с Минцифры, отметили в дорожном агентстве.

Прямой эфир