Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
WSJ рассказала о работе в США над предложение о поставке Израилю оружия на $1 млрд
Мир
Путин положительно оценил подходы Китая к урегулированию кризиса на Украине
Экономика
В России предложили ввести стандарт допустимой доли расходов на ЖКХ
Недвижимость
Парки стали главным приоритетом для покупателей недвижимости в Москве
Общество
За курение и пьянство в неположенных местах будут штрафовать с помощью умных камер
Мир
Сенатор Климов заявил о невозможности Британии выиграть «психологическую войну» с РФ
Армия
Российские военные вовремя сбили нацеленные на объект инфраструктуры дроны ВСУ
Мир
Маск комиксом объяснил причину падения трафика на сайте Reuters
Спорт
Калининградский ФК «Балтика» обыграл «Спартак» и вышел в суперфинал Кубка России
Мир
Небензя назвал рекордными масштабы уклонения украинцев от призыва
Экономика
В Госдуме предложили создать экономическое объединение по типу СЭВ 2.0
Страна
В России завершилось формирование правительства
Общество
В Санкт-Петербурге отменят плату за государственные детсады с 1 сентября
Политика
Мишустин назначил Валерия Пикалева руководителем Федеральной таможенной службы
Политика
Мишустин отметил укрепление кабмина губернаторским комплексом
Политика
Путин напомнил новому кабмину об определении механизмов финподдержки семей и бизнеса
Политика
Косачев указал на двойные стандарты Лондона в разрешении бить по Крыму
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Расширение Евросоюза за счет государств Западных Балкан можно расценивать как попытку усиления геополитического влияния Германии на юго-востоке Европы, заявили «Известиям» эксперты. 16 октября канцлер ФРГ Олаф Шольц отправился в Тирану на саммит западнобалканских стран (и одной частично признанной) для обсуждения перспективы евроинтеграции Албании, Боснии и Герцеговины, Косово, Северной Македонии, Черногории и Сербии. Эксперты подчеркивают, что будущее этих стран в ЕС по-прежнему туманно. Единственное государство, способное стать членом ЕС в краткосрочной перспективе, — Черногория, считают они.

Германская империя

16 октября в Тиране состоялся IX саммит Берлинского процесса, на котором обсуждались перспективы евроинтеграции шести стран Западных Балкан — Албании, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии, Сербии, Черногории, а также частично признанного Косово. На встрече присутствовали руководители Евросоюза — главы Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и Евросовета Шарль Мишель. На саммит пригласили лидеров Германии и Франции — канцлера Олафа Шольца и президента Эммануэля Макрона. Впрочем, из-за обострения ситуации на Ближнем Востоке Макрон приехать не смог, поэтому главным гостем албанской столицы стал именно Шольц.

Выступая в Тиране, глава немецкого правительства призвал к скорейшему включению западнобалканских государств в Евросоюз.

Мне совершенно ясно, что спустя 20 лет после того, как было одобрено вступление этих стран, нужно быстро добиться того, чтобы это случилось, — заявил Шольц. — Для меня также важно, чтобы мы впредь активизировали наши усилия и позаботились о том, чтобы Косово и Сербия вместе получили перспективу в ЕС.

Саммит Берлинского процесса в Тиране
Фото: REUTERS/Florion Goga

Берлинский процесс был запущен при канцлере ФРГ Ангеле Меркель в 2014 году. Этот механизм был призван поддержать европейскую интеграцию государств Западных Балкан в условиях, когда Брюссель не считал их включение в союз вопросом ближайшей перспективы. Тогда господствовало мнение, что, во-первых, перед новым расширением Евросоюза следует провести внутренние реформы и, во-вторых, западнобалканские страны были далеки от соответствия критериям ЕС — особенно в области демократизации и верховенства закона.

Но начало СВО побудило европейских лидеров пересмотреть стратегию расширения ЕС. За последние полтора года после многолетнего застоя Брюссель запустил переговоры о вступлении с Северной Македонией и Албанией. Кроме того, ЕС поддержал предоставление Боснии и Герцеговине статуса кандидата, а также либерализацию визового режима с Косово. При этом вопрос включения новых стран стал рассматриваться сквозь призму безопасности и геополитики. Так, премьер-министр Финляндии Петтери Орпо заявил, что в случае отказа от евроинтеграции страны-кандидаты могут попасть в зону влияния России и Китая. Схожую точку зрения высказывает глава МИД ФРГ Анналена Бербок.

Премьер-министр Албании Эди Рама приветствует канцлера Германии Олафа Шольца на саммите Берлинского процесса в Тиране

Премьер-министр Албании Эди Рама приветствует канцлера Германии Олафа Шольца на саммите Берлинского процесса в Тиране

Фото: REUTERS/Florion Goga

Если там (в Косово, Сербии, Боснии и Герцеговине. — «Известия») будем не мы, европейцы, то там будут другие — Россия, Китай с его инвестициями. Именно поэтому расширение ЕС для нас — геостратегический вопрос, вопрос политики безопасности, — заявила она 12 октября.

Расширение ЕС за счет государств Западных Балкан нужно Германии с геополитической и ценностно-культурной точек зрения, считает немецкий политолог Александр Рар.

Берлин фактически воссоздает Священную Римскую империю германской нации. Эта идея всегда живет, — заявил Рар «Известиям». — Германия в отличие от Франции, выступающей против быстрого расширения ЕС на Западные Балканы, считает, что экономические показатели или культурные различия не играют роли. Нужно создать на базе демократических ценностей «мягкую» империю — Европейский союз. Поэтому Германия выступает драйвером расширения ЕС за счет западнобалканских стран.

Заседание саммита Берлинского процесса в Тиране

Заседание саммита Берлинского процесса в Тиране

Фото: Global Look Press/Michael Kappeler

На сегодня официальный статус кандидатов на вступление в ЕС имеют Украина, Молдавия, Турция и пять западнобалканских стран: Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия и Черногория. Не исключают присоединения к союзу и Косово: Приштина направила официальную заявку на получение статуса кандидата на вступление в ЕС в конце 2022 года.

Черногория в лидерах

При этом в Брюсселе и Берлине признают, что балканские государства, как и другие страны, не смогут вступить в союз, пока не станут соответствовать основным европейским критериям. «При расширении, каким бы важным оно ни было с геополитической точки зрения, не должно быть никаких сокращений, если речь идет о верховенстве закона, демократии и правах человека», — заявила Бербок в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung. Кроме того, нельзя забывать о Копенгагенских критериях, принятых ЕС еще в 1993 году. Помимо правовых норм и требований в области защиты нацменьшинств, они включают в себя конкурентоспособную рыночную экономику.

Однако западнобалканские страны неоднородны как в экономическом, так и политическом плане. Первыми, с кем начали переговоры о вступлении в ЕС, стали Черногория (2012) и Сербия (2014). Лишь в прошлом году к ним присоединились Албания и Северная Македония. Босния и Герцеговина и Косово только начали свой путь в ЕС. Впрочем, реальные критерии вступления в Евросоюз очень расплывчаты, и поэтому трудно сказать, какая страна быстрее всех вступит в него, считает профессор НИУ ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина.

Канцлер Германии Олаф Шольц, премьер-министр Албании Эди Рама, глава Комиссии ЕС Урсула фон дер Ляйен и председатель Европейского Совета Шарль Мишель наблюдают за выступлением танцевальной группы в традиционных албанских костюмах во время саммита Берлинского процесса в Тиране

Канцлер Германии Олаф Шольц, премьер-министр Албании Эди Рама, глава Комиссии ЕС Урсула фон дер Ляйен и председатель Европейского Совета Шарль Мишель наблюдают за выступлением танцевальной группы в традиционных албанских костюмах во время саммита Берлинского процесса в Тиране

Фото: Global Look Press/Michael Kappeler

— Вопрос реальной оценки готовности экономической, политической и правовой среды к вступлению в Евросоюз очень субъективен, поэтому в отношении балканских стран мы не можем поставить всех под единый стандарт и сказать, кто из них безусловный лидер, а кто нет, — заявила она «Известиям». — Но если посмотреть, чьи политические элиты наиболее последовательно стремятся вступить в Европейский союз и кто формально лидирует по количеству выполненных переговорных рекомендаций ЕС, это будет Черногория.

Однако если рассматривать ее с точки зрения внутриполитической устойчивости или экономической ситуации, то становится ясно, что эти показатели хуже, чем у Сербии. Тем не менее Екатерина Энтина считает, что наибольшие шансы вступить в ЕС в ближайшие пять лет у Подгорицы.

Для старта переговоров ЕС с Сербией о вступлении в сообщество Белграду придется как минимум присоединиться к антироссийским санкциям и признать независимость Косово, однако пока Сербия к этому не готова, считает программный координатор РСМД Милан Лазович.

Канцлер Германии Олаф Шольц, премьер-министр Албании Эди Рама и президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен на совместной пресс-конференции в рамках саммита Берлинского процесса в Тиране

Канцлер Германии Олаф Шольц, премьер-министр Албании Эди Рама и президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен на совместной пресс-конференции в рамках саммита Берлинского процесса в Тиране

Фото: Global Look Press/Michael Kappeler

— Пока косовский вопрос не решен, путь в ЕС Сербии закрыт. Более того, наслаивается вопрос антироссийских санкций, к которым Сербия не присоединилась. По этим двум вопросам происходит постоянное давление, поскольку позиция Белграда отличается от мнения Запада. Здесь Сербия оказалась в некотором тупике, — заявил эксперт «Известиям».

Что касается Албании, Северной Македонии, Боснии и Герцеговины и Косово, об их скором членстве в ЕС говорить пока не приходится, считает эксперт.

— В Боснии и Герцеговине достаточно нестабильная внутриполитическая ситуация, заключающаяся в своего рода противостоянии энтитетов — Республики Сербской и Федерации Боснии и Герцеговины. В Косово постоянно происходят обострения на границе с Сербией и плачевная экономическая ситуация. Тем более это государство, которое не признано даже некоторыми членами ЕС — Испанией, Кипром, Грецией, Словакией и Румынией. Что касается Албании и Северной Македонии, там, насколько я знаю, не всё в порядке с правами человека и борьбой с коррупцией, — пояснил Лазович «Известиям».

Россия же не раз заявляла, что не считает расширение ЕС непосредственной угрозой безопасности.

Прямой эфир