Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Пентагоне назвали полеты ВВС США над международными водами законными
Мир
МИД РФ назвал доклад Госдепа о вероисповедании отражением деградации связей РФ и США
Спорт
МОК допустил четырех дзюдоистов и двоих каноистов из РФ к участию в Олимпиаде
Общество
Защита Блиновского подала ходатайство в СК о прекращении его розыска
Экономика
«Газпром» запустит поставки в КНР по дальневосточному маршруту в 2027 году
Политика
Захарова заявила о провале всех попыток ЕС разрушить экономику России санкциями
Мир
Зеленский заявил о подготовке плана решения конфликта на Украине до конца года
Мир
Небензя указал на потерю Сеулом независимости под давлением США
Общество
Певица Пелагея восхитилась масштабом «Алых парусов»
Политика
Путин предложил Совбезу обсудить шаги в отношении моратория на развертывание РСМД
Общество
В Минздраве сообщили о нахождении в больницах 108 пациентов с ботулизмом
Общество
Замгендиректора визовой службы МВД заподозрили в получении взятки в крупном размере
Мир
На Украине заявили о невозможности восстановить разрушенную Бурштынскую ТЭС
Мир
После дебатов в США ранее не определившиеся американцы хотят голосовать за Трампа
Происшествия
Водитель электросамоката сбил пятилетнего мальчика на Красной площади
Мир
Эрдоган заявил о готовности Турции к нормализации отношений с Сирией
Мир
В Польше лишили иммунитета экс-замглаву минюста из-за уголовного дела
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц в совместном письме призвали президента Сербии Александра Вучича к «тяжелым решениям». Они нужны, чтобы достичь прогресса в диалоге с властями частично признанной Республики Косово. Не менее тяжелые решения от Белграда продолжают требовать и по антироссийским санкциям. Смогут ли склонить республику к территориальному компромиссу ради членства в ЕС, разбирались «Известия».

«Забыть, что Косово — это Сербия»

«Мы направляем это совместное письмо в момент, имеющий решающее значение для безопасности на европейском континенте и стабильности в регионе Западных Балкан», — начинают лидеры свое обращение к Вучичу. Бумага, отправленная некоторое время назад, запоздало просочилась в прессу. Аналогичное обращение получил и премьер непризнанного Косово Альбер Курти, только с более мягкими формулировками.

Макрон и Шольц указали в письме, что назначили своих советников Эммануэля Бонна и Йенса Плётнера в поддержку спецпредставителю Евросоюза по Западным Балканам Мирославу Лайчаку. И в очередной раз увязали «дополнительные усилия» Белграда с европейской перспективой страны.

кфор
Фото: REUTERS/Ognen Teofilovski

Чиновники уровнем ниже, например депутаты Европарламента, давно ставят условия прямо: не признаете Косово — не вступите в ЕС. А резолюция, принятая в Страсбурге в июле, требовала не только признать самопровозглашенную республику, но и присоединиться к антироссийским санкциям. Иначе — никакой евроинтеграции. Даже в Киеве зазвучали настойчивые голоса «перевоспитать» Сербию.

Письмо европейских лидеров — само по себе неудивительно, но было обнародовано на фоне обострившихся внутриполитических проблем Сербии.

Накануне Вучич отменил запланированный в Белграде гей-парад, который должен был стать частью общеевропейского многодневного торжества. Против мероприятия выступили депутаты «Патриотического блока», которые утверждали, что 97% граждан Сербии не поддерживают проведение шествия. И действительно, на марш в защиту семьи и традиционных ценностей на улицы Белграда вышло более 120 тыс. человек. В ЕС решение об отмене парада ожидаемо вызвало «озабоченность».

«У нас тяжелый кризис в Косово и Метохии, и я опасаюсь, что он лишь углубится, никто не хочет уступать», — объяснял Вучич неуместность мероприятия. На южных границах Сербии назревал очередной острый конфликт. С 1 сентября вступал в силу новый режим пересечения административной линии между автономным краем и Центральной Сербией. Из-за разногласий с документами на границе уже возводили баррикады. Договориться не удавалось несколько лет. И только после очередного конфликта и при посредничестве прибывших на Балканы эмиссаров ЕС и США проблему удалось уладить.

Косовары теперь могут въезжать в Центральную Сербию по документам непризнанного Косово, а сербы на территорию Косово и Метохии — с сербскими документами. Успех в посредничестве так вдохновил американского эмиссара Габриэля Эскобара, что он разглядел «начало улучшения отношений между Белградом и Приштиной». И тут же призвал «забыть о лозунге, что Косово — это Сербия, и перейти на другой лозунг, о том, что Косово и Сербия — это Европа».

номера
Фото: REUTERS/Laura Hasani

Впрочем, проблема решена лишь отчасти. Без договоренности остается замена автомобильных знаков, что тоже провоцировало вооруженное противостояние. Учитывая, что косовские сербы демонстративно отказываются от перерегистрации своих машин, новый конфликт не заставит себя долго ждать — рано или поздно албанцы начнут их штрафовать за старые номера.

Ультиматум под видом переговоров

«Письмо двух лидеров, по сути, представляет собой ультиматум, написанный сладкими словами, и четкий сигнал руководству сербского государства о том, что политический Запад ожидает быстрого решения в соответствии с основными политическими и силовыми принципами линии ЕС и НАТО», — полагает сербский историк и политолог Александар Животич.

В условиях украинского кризиса ведущие страны ЕС торопятся завершить свой проект «независимости Косово». Они ожидают определения новой архитектуры европейской безопасности и предпринимают усилия по умиротворению территории, которую считают исключительно своей зоной влияния, уверен собеседник «Известий».

Германская дипломатия в лице Олафа Шольца открыто заявляла, что финальным решением является признание независимости Косово со стороны Белграда. В 2011-м в ходе визита в Сербию об этом говорила Ангела Меркель, после чего тогдашнему президенту Борису Тадичу не удалось переизбраться на новый срок, напоминает профессор НИУ ВШЭ, руководитель отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина.

«Поэтому на протяжении последнего десятилетия европейская дипломатия использовала более хитрую формулировку — «юридически обязывающая нормализация отношений». По сути, это то же самое — признание независимости. Но аккуратно подобранные слова были призваны купировать эмоциональную реакцию сербов. Кроме того, это создает ситуацию переговоров, а не ультиматума. Ведь процесс нормализации отношений предполагает уступки с обеих сторон. Правда, по факту Приштина их почти никогда не делает», — указывает Энтина.

НАТО

Президент Сербии Александр Вучич и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг во время встречи в штаб-квартире альянса

Фото: REUTERS/Ognen Teofilovski

Параллельно развивается и другой сюжет, связанный с Косово. Александр Вучич заявил, что семь стран подготовили ноты об отзыве признания независимости самопровозглашенной республики. Их опубликуют, если Приштина направит новые заявки на вступление в международные организации. Косово, например, стремится в Совет Европы.

Речь, скорее всего, идет о странах Африки, среди которых Египет. Екатерина Энтина уверена, что такие документы действительно есть в распоряжении Белграда. Но что это даст на практике — непонятно. «Вопрос о статусе Косово явно вышел из правовой плоскости, в которой хотя бы условно был последние годы, теперь является исключительно политическим», — говорит специалист.

При этом Вучич развивает диалог в рамках проекта «Открытые Балканы», где наряду с албанским премьером Эди Рамой является гарантом. Именно он пять лет назад предложил создать в регионе таможенный союз. Декларацию об общем экономическом пространстве, которое подразумевает свободное движение товаров, капитала, услуг и людей в регионе, уже приняли Сербия, Албания и Северная Македония.

«И теперь в кулуарах обсуждают, что частью «Открытых Балкан» готово стать и Косово. Косвенно об этом свидетельствуют и высказывания премьер-министра Сербии Аны Брнабич, которая заявила на встрече с косовскими сербами, что сотрудничество с Приштиной в рамках «Открытых Балкан» выгодно для них. Однако сам Вучич, если это реализуется, окажется в сложной ситуации: как гарант проекта он не может отказать. Но если согласится со вступлением Косово в «Открытые Балканы», то частично легитимизирует республику, — обращает внимание Энтина. — Если откажет, это усилит давление на него европейской и американской дипломатии, которое и без того велико».

Компромисс без признания

При этом, если исключить ультраправые политические движения, сербская общественность хочет решения косовской проблемы и готова пойти на компромисс, указывает Александар Животич. Однако никто, кроме небольшого числа либеральных политических движений, не готов поддержать признание самопровозглашенной независимости Косово.

удостоверение
Фото: REUTERS/Ognen Teofilovski

«Самый широкий компромисс представляет собой максимальную автономию албанцев без признания независимости при полной защите сербского населения и культурного наследия», — говорит историк.

Вопрос о статусе Косово и Метохии, вынесенный на всеобщий референдум, скорее всего, получил бы однозначный результат — это часть Сербии. Но если спросить о готовности провести силовую операцию по возвращению края, итог будет очень неоднозначный, продолжает Энтина. Особенно в крупных городах.

«Вы найдете очень немного сербов, которые скажут, что готовы признать независимость Косово. Но их будет чуть больше, если взамен будет решен вопрос со статусом Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, а Белград получит ощутимые материальные выгоды от ЕС и США», — указывает эксперт.

Однако любой компромисс не решит проблему косовских сербов. Их точное число неизвестно, но речь о десятках тысяч православных, сжавшихся в небольшие анклавы. О Сербской автономии уже и не вспоминают, вопрос с обменом территориями закрыт. И вариантов для православных остается немного: они интегрируются и растворяются в косовской независимости или методично выдавливаются из края — прямым насилием или бюрократическими препонами. Других, более благополучных для косовских сербов, сценариев с каждым годом всё меньше. И в этом смысле решения для Сербии действительно будут тяжелыми.

Прямой эфир