В Москве развернули борьбу с молодежным курением
В столице стартовала социальная кампания против курения среди молодежи «Спасибо за отказ!».
По словам исполнительного директора Общественного совета по проблеме подросткового курения Анны Сорочинской, главная задача федеральной кампании — достижение строгого соблюдения запрета на продажу табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним.
«Запрет на продажу никотинсодержащей продукции несовершеннолетним действует уже фактически три года, запрет на продажу сигарет — почти двадцать лет, но такие продукты все еще доступны для подростков. И мы понимаем, что в решении этой проблемы важна совместная работа государственных органов, ответственных производителей, продавцов и различных общественных организаций», — подчеркнула Сорочинская.
Холдинг «Ромир» представил данные исследования, проведение которого приурочили к старту московского этапа социальной кампании. Согласно его результатам, проблема подросткового курения во многом имеет социальный характер: 71% несовершеннолетних заявили, что в мелких розничных магазинах им соглашаются продать табачную и никотинсодержащую продукцию. В противном случае подростки просят других людей совершить покупку за них. Доля несовершеннолетних от 11 до 17 лет, которые являются потребителями табачной или никотинсодержащей продукции в Москве, составляет 32,8%.
Как отметил президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов, подобные нарушения чаще совершают нелегальные торговые точки, которые конкурируют с легальным малым бизнесом. Поэтому для бизнеса важно самостоятельно управлять процессом адаптации к вступившим в силу регуляторным нормам, подчеркнул Максимов. В этой сфере особую роль играет Совет по выстраиванию совместной работы государства, бизнеса и организаций общественного сектора.
Независимый член правления Союза предприятий индустрии никотиносодержащих изделий (СПИНИ) Владимир Мишеловин согласен, что проблему доступа несовершеннолетних к никотинсодержащей и табачной продукции можно решить только общими усилиями. «Мы со своей стороны уже вовлекли в эту работу значительное количество торговых представителей из нескольких тысяч точек продаж», — подчеркнул он.
По данным организаторов кампании, около 90% случаев продаж табачной продукции и вейпов несовершеннолетним приходится на предприятия мелкорозничной торговли (небольшие магазины, павильоны, рынки).
Социальная кампания «Спасибо за отказ!» призвана объединить усилия государства, бизнеса и общественных организаций. Участники информируют продавцов о недопустимости продажи сигарет и электронных систем доставки никотина несовершеннолетним. Для этого в торговых точках распространяются полиграфические материалы, например, стикеры с информацией о запрете на покупку и передачу подросткам табачной и никотинсодержащей продукции, а также памятки для продавцов, где рассказывается о штрафах за нарушение закона.
Кроме того, в соцсетях и на наружных рекламных носителях размещаются социальные плакаты и баннеры, призывающие сообщать о местах продажи несовершеннолетним табачных и электронных курительных изделий. Эти данные передаются в МВД и Роспотребнадзор. Также взрослых просят не помогать детям в приобретении табачной и никотинсодержащей продукции.
За выполнением требований закона, запрещающего продажу сигарет несовершеннолетним, обеспечен общественный контроль. Реализацию кампании поддержал комитет Госдумы по молодежной политике. Ранее она прошла в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ярославской, Смоленской, Псковской, Новосибирской и Новгородской областях.