Тяжело в мучении: почему нельзя ругать детей за плохие отметки
Первые осенние дни кажутся детям и их родителям самым сложным периодом учебного года. Взрослые еще не «отрастили дзен» и волнуются из-за каждой мелочи, а школяры словно заново привыкают к жизни за партами. «Известия» разбирались в том, как свести к минимуму родительскую тревогу, можно ли перестать беспокоиться из-за плохих отметок и как не попасть в ловушку совместной подготовки уроков.
Психика не пострадает
Многим родителям именно в начале осени свойственно испытывать тревогу за ребенка, переживать по поводу его успеваемости и социальной адаптации, подчеркивает детский психолог Екатерина Маденко. Взрослые больше всего беспокоятся, что ученикам после летних каникул трудно сразу переключиться на раннее пробуждение и строгий график школьных занятий. А резкая смена ритма способна вызвать утомляемость и снижение концентрации внимания.
Клинический психолог, руководитель реабилитационного центра Клиники доктора Исаева «Двойной диагноз» Татьяна Метелева считает, что родительское беспокойство по поводу трудностей в обучении из-за резкого перехода к учебному году все-таки слегка преувеличено.
— Если бы наша психика страдала от перехода к какой-то более интенсивной деятельности, то мы сами страдали бы тяжелыми психическими расстройствами, — рассуждает Метелева. — Но психика адаптируется к новым условиям, тем более если речь идет о школьниках, которые не первый год учатся. Их когнитивная система уже настроена на учебу, а значит, ребенок сравнительно легко адаптируется к новым условиям.
По словам эксперта, что касается детей, которые впервые идут в школу, то их психика тоже не пострадает, поскольку большинство первоклассников ходили в детский сад или посещали подготовительные занятия. А мягко и плавно влиться в учебный процесс поможет четкий режим дня и привычка планировать свое время.
— Полезно уже с 5–6 лет учить ребенка составлять план на день. Такой подход помогает структурировать время, поэтому школьникам легче встраиваться в режим и выполнять свои обязанности и задания, — говорит Татьяна Метелева.
По мнению клинического психолога, если у детей возникают некоторые трудности с усвоением материала в начале года, то это абсолютно нормально, поскольку требуется время, чтобы привыкнуть к школьной жизни.
— Но важно помнить: то, как ребенок справляется с учебной деятельностью, является показателем того, как функционирует его психика, как устроены его психические процессы, в норме ли они. И если школьник «не тянет» программу, то с этим вопросом надо идти к психологу или другому специалисту, чтобы выяснить суть проблемы, — подсказывает Метелева.
Не делайте уроки за детей
В поисках причин плохой успеваемости клинический психолог советует обратить внимание, в частности, на проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями. А бывает, что ребенок не умеет самостоятельно выполнять домашнее задание — ему нужна помощь с уроками. Причем важно, чтобы школьник не злоупотреблял такой поддержкой.
— Для родителей учеников начальной школы одной из главных задач является развитие навыков самостоятельности у своих детей, в частности, умение делать уроки самим. Оборудуйте спокойное и удобное рабочее место, делайте ставку на рутину: режим всегда важен, особенно для маленьких детей. Постепенно увеличивайте время самостоятельных занятий, — советует Екатерина Маденко.
Порой родители сами попадают в кабалу «домашки», потому что считают, что без их помощи ребенок не станет отличником.
— Делать вместо ребенка домашнее задание — тратить время впустую. Ребенок не усвоит материал, родитель устанет, а учитель всё равно увидит, кто решал задачи, так как он прекрасно знает, на что способен тот или иной ученик, — говорит педагог-психолог Марина Завадская. — Выполнять задания за ребенка — значит вредить ему и мешать учителю.
С точки зрения эксперта, совершенно нормальная ситуация, когда родитель именно помогает разобраться с заданием, а не делает его вместо сына или дочери. Плохо, когда ребенок полностью делегирует свои учебные обязанности маме или папе. Нужно давать школьнику шанс самому разобраться с темой, а если что-то непонятно, то расспросить учителя. Обращение к педагогу, в частности, помогает ученику развивать навык взаимодействия с преподавателем, умения попросить о помощи, отмечает эксперт. В таком случае в глазах ученика преподаватель является полноценным участником его образовательного процесса и уже не воспринимается как отстраненное лицо, которое только контролирует и задает параграфы.
Педагог-психолог напоминает, что школьнику важно научиться нести ответственность за собственные задачи и за их невыполнение в том числе. Родителям же стоит разобраться, чего они опасаются, когда вместе с детьми сидят над уроками. Чаще всего их пугают плохие отметки. Зацикленность на высоких баллах и желание постоянно держать руку на пульсе не способствует психологическому комфорту.
Надо ли ругать за плохие отметки
Татьяна Метелева называет школьные отметки краеугольным камнем и причиной постоянных споров отцов и детей. С одной стороны, оценки — это не главное и важно любить своего ребенка вне зависимости от того, как он учится. Но при этом безусловная любовь и принятие не означает, что ученик не должен выполнять свои обязанности с полной отдачей.
— Оценки — это объективная обратная связь, идущая от школы, хороший маркер, который показывает, справляется ли ваш ребенок с учебой. Если маленький человек не будет обращать внимание на обратную связь, исходящую от окружающего мира, то в дальнейшем, во взрослой жизни, ему будет сложно выстраивать взаимодействие с людьми, — предостерегает Татьяна Метелева.
Клинический психолог советует объяснить ребенку, что школьные баллы — это эквивалент, например, финансовому вознаграждению во взрослой жизни. Родители работают и получают за это деньги, а дети учатся и получают оценки.
Специалисты настроены единодушно: нельзя унижать и наказывать детей за плохие отметки — это не даст никакого результата кроме отрицательного. Но и сами дети должны понимать, что тройки и двойки — это не просто цифры в дневнике. Для родителей это сигнал, что школьник по каким-то причинам не справляется с учебой, и в этих причинах следует разобраться. Например, поинтересоваться у ребенка, что именно он не понял, в чем проблема и обсудить, как ее можно исправить. Такой подход, по словам Завадской, поможет настроить ребенка на работу над ошибками и тренировать самоконтроль.
По мнению Екатерины Маденко, важно также понижать тревожность, связанную с неудачами, и объяснять, что ошибки — это часть процесса обучения и шанс стать лучше.
С больной головы на здоровую
Порой в самом начале учебного года дети жалуются на быструю утомляемость и головную боль. Задача родителей вовремя распознать, что кроется за этими жалобами — реальное недомогание или попытки ослабить контроль и требования взрослых.
— У здорового ребенка при отсутствии проблем с внутричерепным давлением в норме не должно быть головных болей от учебы, — предостерегает Метелева. — Переутомление, истощаемость и напряжение может быть связано либо с проблемами со здоровьем, либо становится результатом слишком плотного расписания дополнительных занятий.
В первом случае эксперт советует обязательно посетить детского невролога и психиатра, чтобы проверить, всё ли нормально. А во втором — снизить нагрузку, отказавшись от дополнительных обучающих процессов.
Клинический психолог называет родительской болезнью неуемное стремление нагружать детей занятиями в ущерб его здоровью и свободному времени. Учебная деятельность всегда в приоритете для ребенка, но важно также воспитать разносторонне развитую личность с хорошими коммуникативными навыками, подчеркивает эксперт.