Голосовое обобщение: продажи умных колонок в России переживают бум
Умные колонки стали практически единственным сегментом рынка электроники, который на 100% заняли российские производители. В I квартале 96% продаж пришлось на «Яндекс» и VK. При этом, как рассказывают участники рынка, их реализация в РФ переживает бум — за год спрос вырос в два раза. Тренд способствует увеличению продаж и других устройств умного дома. По оценке специалистов, за первое полугодие этого года граждане купили в 1,5 раза больше таких девайсов, чем годом ранее.
Умные вещи века
Продажи умных колонок с голосовыми помощниками в РФ в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го удвоились, рассказали «Известиям» в «М.Видео-Эльдорадо» и МТС. По словам их представителей, за полгода было продано 1,5 млн таких устройств на общую сумму 12,1 млрд рублей, что больше, чем годом ранее, в 2,1 раз в штуках и в деньгах. Для сравнения, в январе–июне в России было реализовано лишь 1 млн планшетов и 1,5 млн холодильников, добавили в «М.Видео-Эльдорадо».
Лидером остается «Яндекс.Станция», занимающая 86% рынка в штуках, далее следует Капсула от VK (10%), рассказал гендиректор розницы МТС Андрей Губанов. По его словам, на долю колонок пришлось почти 70% всех продаж устройств для умного дома.
Такие колонки — едва ли не единственная категория электроники, в которой лишь чуть менее 100% продаж приходится на российских производителей, отметил гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. До 2022 года еще ощущалось присутствие иностранных разработчиков, например, JBL, Xiaomi, а также Apple, чьи колонки ввозили по серым схемам, рассказал он. Но теперь рынок остался за отечественными гаджетами: цены на них практически не растут, при этом они обеспечивают доступ к различным сервисам, утверждает эксперт.
Руководитель департамента «Развлечения и гаджеты» «М.Видео-Эльдорадо» Алексей Рогозин говорит о востребованности колонок в качестве персонализированного подарка, а также о том, что их всё чаще используют как центр управления экосистемой умного дома. Колонка позволяет голосом управлять различным элементами вроде датчиков, лампочек, а также бытовой техникой, добавил он. По его словам, по итогам шести месяцев спрос на эту категорию товаров (не считая колонки) по сравнению с первой половиной 2022 года увеличился на 56%.
Вместе с колонками растет спрос и на другие компоненты умного дома, подтверждают опрошенные «Известиями» участники рынка.
— Рынок умных устройств находится на пороге нового качественного скачка, связанного с приходом искусственного интеллекта в наш быт. Мы уверены, что перспективы для дальнейшего роста есть у множества направлений умного дома. Мы видим, что у покупателей растет потребность не только в части оптимизации энергопотребления и повышения уровня комфорта, но и в безопасности. Например, продажи дверных замков с камерой видеонаблюдения и умных замков увеличились в 9,5 и 7 раз соответственно, — рассказывает Андрей Губанов.
Умные колонки — ключевой драйвер, также видно увеличение продаж в категории систем видеонаблюдения. Этот показатель за первое полугодие вырос в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022-го, отметил продакт-менеджер направления «Умный дом» компании diHouse Дмитрий Шварц.
— Спрос на колонки в РФ стремительно растет, как и на другие элементы умного дома, — подтверждает ведущий аналитик Mobile Researh Group Эльдар Муртазин. Поскольку в быту используется все больше умных лампочек, розеток, дистанционно управляемой бытовой техники, требуется всё больше колонок. И наоборот: спрос на них порождает увеличение интереса к элементам умного дома, это взаимосвязанный процесс, утверждает эксперт.
По его словам, в 2022–2023 годах в РФ произошел всплеск интереса к системам умного дома. Столкнувшись с многочисленными предложениями китайских производителей, доступными по цене, те или иные элементы приобрело множество россиян, рассуждает эксперт. Каждому покупателю нужно что-то свое, но главное — умные колонки, которые позволяют управлять всей этой техникой голосом, добавил Эльдар Муртазин.
— Высокотехнологичные устройства оптимизируют ресурсопотребление и создают высокий уровень комфорта и инженерной безопасности для пользователя. Также часто умные гаджеты приобретаются, когда люди хотят улучшить уровень физической безопасности: биометрические электронные замки, видеонаблюдение, домофония и так далее, — отметили в пресс-службе Минпромторга.
Спрос также растет ввиду доступности таких устройств и ассортимента, представленного на рынке: умные устройства в России представлены широким спектром производителей, сообщили в ведомстве. Также сейчас активно развиваются технологии умного дома, что влечет за собой появление инновационных решений, добавили в Минпромторге.
Все с интеллектом
Продажи товаров в категории «умный дом» в штуках увеличились в 2,5 раза, особенно быстро рос спрос на электрокарнизы (в 10 раз), товары для управления домом (в 3 раза) и сами комплекты такого дома (в 2,8 раза), рассказали «Известиям» в Ozon.
За шесть месяцев 2023 года было продано в 2,2 раза больше умных устройств, чем за аналогичный период 2022-го, отметил представитель VK. Лидер продаж — колонка VK «Капсула», добавил он.
Рост продаж «Яндекс.Станций» и устройств умного дома год к году составил больше 100%, отметил руководитель «Алисы» и умных устройств компании Сергей Мельник.
— В тех категориях, в которых мы представлены (умные лампочки, умные розетки, ИК-пульты и так далее), наша доля составляет более 30%, — утверждает он.
За первое полугодие продажи умных колонок в объединенной розничной сети «Мегафона» и Yota выросли на 75% в денежном эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. На протяжении последних лет спрос на колонки стабильно растет из-за интереса покупателей к сегменту умного дома, рассказали «Известиям» в пресс-службе «Мегафона».
— Самой быстрорастущей категорией стали смарт‑розетки. Продажи устройств для экономии электричества увеличились на 86% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На втором месте находятся интеллектуальные системы освещения, их продажи были выше на 40%. Также покупатели активно приобретали различные датчики, рост в этой категории составил 17%, — отметили в компании.
Как отмечают участники рынка электроники, на рынке увеличивается интерес не только к недорогим и относительно небольшим аксессуарам для умного дома. Так, к примеру, в РФ растет спрос на smart-кондиционеры, утверждают представители группы компаний «F+ tech | Марвел». Эти устройства могут управляться с приложения на смартфоне или голосом, например через «Алису», пояснил представитель «Марвел».
— С января по май в нашей стране продано более 20 тыс. smart-кондиционеров, что на 35% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Общая сумма продаж составила 836,9 млн рублей, что на 2,5% больше год к году. Это объясняется выпуском доступных моделей известными производителями, а также появлением на прилавках новых брендов, — рассказал он.
В первое полугодие основной рост продаж в сегменте умных устройств пришелся на колонки, кондиционеры, роботы-пылесосы и системы очистки воздуха, добавил замдиректора по развитию «F+ tech | Марвел» Станислав Солтицкий.
Элементы умного дома теперь стоят недорого, как и колонки: множество бюджетных устройств можно разместить в разных частях дома и использовать для управления ими несколько колонок, отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. К тому же эти относительно недорогие гаджеты — отличный подарок на день рождения или другой праздник, заключил он.