Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил о планах РФ принять участие в саммите БРИКС «на должном уровне»
Спорт
Теннисистка из РФ Мирра Андреева вышла во второй круг «Ролан Гаррос»
Мир
Боррель заявил о полной поддержке контингента НАТО KFOR в Косово
Армия
Шойгу заявил о перехвате российской ПВО 29 ракет Storm Shadow за месяц
Мир
Посол исключил наличие поводов для обвинения РФ во вмешательстве в выборы в Турции
Общество
Шойгу назвал цель атаки украинских беспилотников в Москве
Мир
Сийярто сообщил о госпитализации 15 раненных в Косово венгерских военных
Авто
В Японии дебютировало новое поколение Toyota Crown
Мир
Вучич оповестил посла РФ об эскалации в Косово
Пресс-релизы
Федерация компьютерного спорта России провела студенческий форум
Туризм
Россиянам дали рекомендации по путешествиям за рубеж
Мир
Глава МИД КНР встретился с Илоном Маском в Пекине
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несмотря на торговые войны, Россия в 2022-м осталась в десятке крупнейших мировых рынков смартфонов. Она стала восьмой страной по продажам этих гаджетов против шестого места годом ранее. Уровень реализации восстанавливается после падения, вызванного прекращением поставок ведущих вендоров, за счет экспансии производителей из КНР и параллельного импорта. Это значит, что в 2023-м утраченные позиции в рейтинге, скорее всего, удастся вернуть, указывают эксперты. РФ осталась одним из основных потребителей такого товара в мире, в то время как в Европе и Китае падение продаж продолжается. Поэтому покупателям из РФ по-прежнему будут доступны последние телефонные новинки, скидки и промоакции, а в перспективе речь пойдет и о возвращении брендов, отмечают они.

Дальше от пьедестала

В 2022 году Россия стала восьмой страной в мире по продажам смартфонов — на отечественном рынке было реализовано 2,3% выпущенных мировой промышленностью гаджетов. Об этом говорится в исследовании российской GS Group, с которым ознакомились «Известия». Годом ранее наша страна находилась на шестой строчке с долей в 2,6%. Снижения хватило, чтобы пропустить вперед Японию (2,5%) и Мексику (2,8%), подсчитали авторы документа. Лидерами по потреблению гаджетов по-прежнему остаются Китай (в 2022-м на него пришлось 24,1%), Индия (12,7%) и США (11,9%), за ними следуют Бразилия и Индонезия с показателями в (3,1%).

С 2015 года — тогда смартфоны начали закупать по новому курсу доллара, который по сравнению с 2014-м вырос в два раза, — к началу 2022-го российский рынок вырос на треть, говорится в исследовании GS Group. Соответственно, доля РФ в мировом потреблении гаджетов увеличилась с 1,8% до 2,6%.

магазин техники
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Доля страны на мировом рынке смартфонов определяется двумя факторами: размером населения и средним уровнем дохода, — объясняет руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. — Например, Россия уступает Индонезии вдвое по численности населения, но превосходит в 2,5 раза по среднедушевому доходу. Однако доли этих государств почти одинаковы. Аналогичным будет сравнение РФ с Мексикой, которая уступает нашей стране и по размеру населения, и по доходам.

При этом Мексика и особенно Индонезия — менее зрелые рынки, поэтому показывают высокий спрос, указывает Александр Сурков. Дополнительно интерес к смартфонам в России поддерживается благодаря высокому уровню развития цифровой экономики, в которой именно этот гаджет считается одним из ключевых компонентов со стороны потребителей, отметил он.

Снижение доли рынка стало следствием прекращения поставок смартфонов в РФ ведущих мировых брендов, в первую очередь Apple и Samsung, уточнил Александр Сурков. Год к году они сократились на 22%, до 27,5 млн устройств. Китайским маркам, которые по итогам 2022-го заняли три четверти российского рынка в натуральном выражении, не сразу удалось заполнить опустевшую нишу.

айфон деньги
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Кроме того, потребители сократили во II квартале расходы на товары не первой необходимости, говорит эксперт. Но в дальнейшем рынок наверстал эти объемы, когда ситуация нормализовалась и появился отложенный спрос — доля России выросла до 3,1% в III квартале 2022-го и до 2,9% в IV квартале, подсчитали в GS Group. Параллельный импорт, стабильность цен и насыщения рынка брендами из КНР, по мнению Александра Суркова, приведут к тому, что в этом году Россия вернет себе шестое место, а ее доля в ближайшие несколько лет будет не ниже 2,5%.

«Известия» направили запрос в Apple. В пресс-службе Samsung отметили, что поставки продукции в Россию по-прежнему приостановлены, компания не принимала решения об их возобновлении.

Мы видим постепенное восстановление интереса россиян к смартфонам. В конце 2022-го и начале 2023-го падение рынка замедлилось, сейчас мы наблюдаем тенденцию по увеличению спроса: растет число посетителей на сайте интернет-магазина и трафик в точках продаж, — отметили в пресс-службе МТС. Ее представитель связывает это с ростом ассортимента. К концу прошлого года ритейлеры стали привозить больше товара в сжатые сроки, а конкуренция между китайскими производителями привела к появлению большого количества акций и скидок, что дополнительно мотивирует к покупкам новых гаджетов, утверждает он.

Назло антирекордам

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин согласен с тем, что к концу этого года Россия может вернуть себе утраченные позиции в мировом рейтинге продаж смартфонов. После начала торговой войны против РФ во II квартале 2022-го случился провал, но затем на фоне параллельного импорта и экспансии китайских брендов этот показатель начал расти, отмечает эксперт. В итоге в 2023-м российский рынок, скорее всего, останется на уровне прошлого года, а вот мировой может заметно сократиться, не исключает эксперт.

смартфон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В 2022-м глобальные продажи смартфонов также сокращались из-за макроэкономических проблем, экономии потребителей, отсутствия ярких новинок, перечисляет Эльдар Муртазин. В Европе падение розничного сбыта составило 22%, в Китае — 24%, привел он примеры. По его прогнозу, падение, скорее всего, продолжится и в этом году.

Мы видим позитивный тренд в первые полтора месяца, при этом говорить о заметных цифрах роста относительно прошлого года преждевременно. Один из драйверов спроса — выход ряда новинок и широкий ассортимент как привычных для россиян брендов, так и тех, что набирают массовую популярность, — отметил руководитель департамента «Телеком» «М.Видео-Эльдорадо» Сергей Уваров. По его словам, усиливается конкуренция между китайскими марками, на которые пришлось порядка 70% штучных продаж. При этом активно представлены и пользуются стабильным спросом Apple и Samsung, добавил эксперт.

пара смартфоны
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Пик падения спроса на смартфоны пришелся на II квартал прошлого года, но уже в III квартале наблюдалось начало восстановления интереса благодаря наполнению ассортимента новыми брендами и параллельному импорту, отмечает руководитель группы закупок сотовых телефонов, планшетов и гаджетов «Ситилинка» Павел Работенко. Сейчас спрос на эту категорию еще не достиг уровня 2022-го, но ритейлер ожидает продолжения восстановления рынка в этом году, добавил он.

Мы фиксируем рост продаж относительно середины прошлого года. Это связано с увеличением кредитных программ и расширением ассортимента. Но эти два фактора пока не дают оснований прогнозировать рост покупательского спроса на протяжении всего 2023-го, — комментирует ситуацию директор по продажам «Мегафона» Давид Борзилов.

Несмотря на санкции и логистические проблемы, Россия остается крупнейшим в Европе потребителем смартфонов, отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Участники рынка говорят о снижении продаж по сравнению с началом 2022-го, однако оно ни в какое сравнение не идет с обвалом, который произошел весной-летом, отмечает он. Более того, во второй половине года наметились тенденции к росту, не исчерпанные и теперь, а это значит, что сбыт в 2023-м может оказаться даже лучше, чем в 2022-м, отмечает эксперт.

Сохранение статуса одного из крупнейших мировых рынков означает, что российские покупатели по-прежнему в числе первых будут получать новинки от производителей (в частности, китайских), сохранятся скидки и промоакции, считает Денис Кусков. После стабилизации геополитической ситуации вполне возможно и возвращение ушедших брендов: российские площадки по-прежнему крайне привлекательны для них, заключил он.

Прямой эфир