«У руководителей болезнь — менять тренеров»
В середине июля стартует новый сезон чемпионата России по футболу. Во второй лиге первенство состоится в новом формате. Одним из участников будет клуб из Ростовской области «Чайка», на должности главного тренера которой уже полгода работает знаменитый полузащитник сборной России, петербургского «Зенита», московских «Торпедо» и «Динамо» Игорь Семшов. В середине июня он сыграл в ретроматче между ветеранами сборной России и «Зенита», организованном в честь 15-летия победы петербургского клуба в Кубке УЕФА и выхода национальной команды в полуфинал чемпионата Европы. За сборную на том Евро-2008 Семшов играл в основном составе.
В интервью «Известиям» 45-летний специалист оценил прошедший сезон, рассказал о трудностях с командой из второй лиги, возможных последствиях реформы турнира, работе с сыновьями клубных руководителей и объяснил причины тренерской чехарды в РПЛ.
«Я сейчас разговариваю с вами и не знаю, когда и где будет играть моя команда»
— Нынешний чемпионат сильно просел в условиях отстранения наших клубов от еврокубков?
— Трудно сказать. Конечно, с отъездом легионеров уровень чуть упал, но стало больше шансов для молодых. Вообще уровень РПЛ начал падать уже давно. По сравнению со временами, когда я играл, он просел прилично. Все-таки тогда качество футболистов, особенно легионеров, было значительно выше. Сейчас разве что «Зенит» может себе позволить покупать иностранцев того же уровня, что в те времена. Того же Малкома. Отсюда и такое доминирование питерцев в РПЛ уже несколько лет. Раньше у других клубов были возможности соперничать с ними в плане состава. Да и уровень команд второй половины таблицы был повыше. В том числе из-за финансовой составляющей.
Сейчас многим просто приходится выживать. Но, конечно, хотелось бы, чтобы быстрее наши команды вернулись в еврокубки. Не знаю, когда это произойдет. Тут сильно влияет политика, а мне не хотелось бы сейчас в нее углубляться. Тяжело рассуждать на эту тему.
— Как для вас прошли первые полгода во главе «Чайки»?
— Команда привыкала ко мне, я привыкал к команде. Но мы выдали несколько хороших игр. Были и неудачные матчи. В данной ситуации главное — сохранить состав. Разумеется, будет определенная ротация, поскольку у кого-то закончились контракты, кто-то уходит после аренды. Будут и новички. Так что без пертурбаций не обойтись. С учетом того что во второй лиге ввели новый формат, интересно посмотреть, как сложится сезон.
Если же взять прошедший чемпионат, его весенний отрезок, то понятно, что у нас в Южной зоне все стараются по-максимуму играть против трех команд — «Чайки», «Черноморца» и «Ротора», где футболисты и клубная структура, может быть, чуть лучше, чем у остальных. А так, есть немало достойных соперников. Получилась интересная борьба, но со своим подтекстом (улыбается). Как всегда.
— Вы про судейство?
— Ну да. Судейство иногда не очень хорошего уровня. Но это нормальная ситуация. На это не стоит сетовать. Надо просто выходить на поле, быть сильнее соперника в любой ситуации и игрой это доказывать. Уровень в Южной зоне второй лиги достаточно неплох. Но понятно, что футболистам оттуда еще пахать и пахать, чтобы попасть на уровень выше. У них эта цель должна стоять. И они должны пробиваться. Потому что весь настоящий футбол в премьер-лиге.
— Что скажете о новом формате второй лиги, по которому лидеры прошлого сезона теперь играют между собой в группе без деления по географическому принципу и разыгрывают путевки в первую лигу в несколько этапов по ходу чемпионата?
— Не знаю, надо посмотреть, как всё пойдет, насколько полезным получится этот формат. Думаю, организаторы должны учесть логистику, особенно тех команд, где нет аэропортов. Потому что я посмотрел логистику для своей команды — это убийственным может быть. Календарь должен быть составлен так, чтобы команды меньше находились в дороге и больше занимались футбольными делами, тренировочным процессом. Как в итоге будет, посмотрим. Ты поймешь, насколько это верный формат, только когда попробуешь его, обкатаешь.
— Календарь нужен такой, чтобы вы хотя бы недельную паузу между матчами имели на все переезды и тренировки?
— Безусловно. Вы сами посудите: в Ростове-на-Дону не работает аэропорт плюс курортный сезон — все через Ростов едут на юг. Соответственно, могут быть проблемы с покупкой билетов на поезд для команды. А мы еще не можем этим заниматься, поскольку сейчас не знаем, какой у нас будет календарь. Я сейчас разговариваю с вами и не знаю, когда и где будет играть моя команда. Месяц до старта сезона, а непонятно, где мы начинаем чемпионат, — дома или на выезде, где второй матч? Как клубу брать билеты?
— Еще и на деньги можете попасть с билетами.
— Тут дело не в деньгах — на крайний случай есть клубный автобус. Но вы сами понимаете: сначала надо добраться до Москвы, чтобы улететь в тот город, где будешь играть выездной матч. У «Чайки» почти все выезды довольно дальние. За исключением «Краснодара-2» и «Ротора». Остальные — за 1000 км.
«Успокойтесь, люди! Не надо думать, что вы понимаете в футболе»
— Клуб поставил перед вами цель выйти в первую лигу?
— Есть изначальная цель первого этапа — попасть в первую шестерку по итогам летних и осенних матчей, что дает право во втором этапе продолжать борьбу за выход в первую лигу. Потом, думаю, определимся с целью на весну. Наверняка, в зимнюю паузу еще будет комплектование у всех команд. Полгода — это очень большой срок для того, чтобы у команды изменились задачи или наоборот остались такими же, как были. Мы знаем наш футбол, его нынешнюю непростую ситуацию. И финансирование в данной лиге, где я работаю, остается немаловажным фактором.
— Вы работали ассистентом Игоря Черевченко в тульском «Арсенале» и «Химках». За счет чего при вашем штабе обе команды добились лучших результатов в истории — шестое место и выход в еврокубки у Тулы, восьмое место у «Химок»?
— Я думаю, за счет раскрепощенности каждого игрока и того, что команда выполняла все наши требования. Кроме того, каждый в нашем штабе дул в одну сторону. Полное доверие друг другу. Я всегда был за Черевченко, всегда был вместе с ним. И в Туле, и в Химках. Он доверял мне и другим помощникам часть работы в тренировочном процессе. Совещался с нами, когда обсуждали состав или при принятии во время матчей каких-то решений.
— Удивили все скандалы в «Химках» в минувшем сезоне — бесконечные смены главных тренеров и руководителей в первую очередь?
— Я ведь уже побывал в той ситуации. Нас с Черевченко вообще два раза убирали из команды. Сначала отправили вроде бы в отставку, не смогли официально уволить и через пару-тройку туров вернули к работе. А потом уволили в конце сборов, перед началом весенней части сезона. Поэтому ничего меня не удивило из тех историй, что были в «Химках» за последний год. Как говорится, стабильность — признак мастерства. А пока в команде — не важно, какой — не будет стабильности, никогда не придет положительный результат. Мы всё это уже проходили.
— У вас есть объяснение, почему в нашем футболе такая повальная история с регулярными сменами тренеров и руководителей? Речь причем не только о «Химках» и нынешнем времени — когда вы играли в «Динамо», там тоже постоянная чехарда была во главе команды и клуба.
— Я думаю, дело не в тренерах и руководителях. Повелось просто так, что всегда нужен сразу результат. Но ведь Хосепу Гвардиоле тоже нужно было время для успеха. Сколько он не мог выиграть Лигу чемпионов с «Манчестер Сити»?
— Только на седьмой сезон смог.
— И чемпионом Англии он стал не в первый сезон своей работы с клубом. Но ему дали время, дали собрать команду под себя, выстроить ее. А сколько у нас в минувшем сезоне РПЛ отставок? Это же кошмар. Три месяца тренер работает — и отставка. Что за три месяца можно сделать?
Я сам на этом обжегся и понимаю, что за три месяца команду не построишь. Когда некоторые только начинают привыкать к твоим требованиям, и ты привыкаешь к тем футболистам, которые у тебя есть, нужно время. Когда ты сделаешь ставку на одних, а потом начинается сезон, вместо контрольных/товарищеских матчей играются официальные, включается психология, тогда выплывают уже другие футболисты. На которых ты, возможно, даже не надеялся. Поэтому нельзя сразу построить команду. Да, разумеется, никто не даст тебе много времени, но без этого никуда.
— Но времени не дают?
— А у нас одну-две игры проиграл, сразу говорят об отставке. Кажется, был такой феномен кайфа руководителей: чем больше сменит тренеров, тем классней. Просто болезнь какая-то. И некоторые специалисты попали под такое время и под тех руководителей, которые не могут ждать. Никто не говорит работать по пять лет. Хотя Фергюсон работал в «Манчестер Юнайтед» 25 лет. И первые пять из них не становился чемпионом. Так и в России: сначала надо выстроить команду, а потом требовать результат. Но для результата очень много должно быть — не только тренер и команда. А также менеджеры, высшее руководство. Если все будут плыть в одном ручье, то они могут чего-то добиться. А если будут как лебедь, рак и щука, то ничего не получится.
— Почему до сих пор никто не понял, что так не работает система?
— Все думают, что понимают в футболе. У нас такая профессия, что все вокруг знают, как играть, как тренировать, кого в состав ставить. Точнее, думают, что знают. И все в эту работу лезут. Хотя я, к примеру, не лезу в профессию врача, строителя. Я не разбираюсь в этом и даже не думаю советовать. А сам часто слышу с трибун, кого менять, как тренировать, что выстраивать.
— Вы про болельщиков или руководителей?
— Про болельщиков. И так везде, все лезут. Все думают, что понимают в футболе. Могу сказать: «Успокойтесь, люди! Вы болельщики, вы поддерживаете команду, но не надо думать, что понимаете в футболе». Иногда даже великие специалисты в нем не до конца разбираются. Они тоже учатся по ходу пьесы, прогрессируют — это нормальная ситуация. А у нас многие думают, что с самого начала всё понимают.
Может быть, из-за такого «понимания» для некоторых тренеров выходят неприятные ситуации. Когда человек не может что-то спокойно выстроить, потому что над ним довлеет результат. А для тренера результат всегда главнее. Лучше выиграть, чем пытаться построить красивый футбол с риском проиграть и быть уволенным. А то некоторые говорят: «Нам не нужна такая игра» — это все вранье. Номер один, для чего мы выходим на поле, — это результат. С другой стороны, ты никогда не добьешься результата без хорошей игры. А на это не дают времени.
— В «Чайке», «Арсенале» и «Химках» такие проблемы у вас были?
— В «Чайке» не было и нет таких проблем. В Туле и Химках тоже не было. Но в Туле и Химках я был помощником, а с руководством обычно общался главный тренер. Когда я с руководителями говорил, всегда приводил свои доводы, как вижу ситуацию, приводил аргументы по разным вопросам. И мы находили взаимопонимание.
«Сыновья руководителей также пашут, мучаются, пыхтят, как все остальные»
— В составе «Арсенала» был сын президента клуба Гурам Аджоев-младший, в «Химках» на поле выходил Илья Садыгов, сын владельца команды Туфана Садыгова. Они были и при вас с Черевченко, при других тренерах играли еще чаще. На тренерский штаб оказывалось давление, чтобы они были в составе?
— Опять же я не был главным тренером. Может быть, какие-то желания и просьбы от руководителей исходили, но об этом лучше спросить Игоря Геннадьевича. Но просьбы могли быть разве что такие — если игроки хороши на тренировках и заслуживают места в составе, то их положение дает какие-то дивиденды. Тот же Илья Садыгов у нас выходил в составе. Но потому, что у нас не было нападающих. Мы начинали с одним форвардом, но всю игру ты не можешь только на него полагаться. Бывает, он устает и его нужно сменить. И тогда Илюха выходил. Как он выходил и приносил ли пользу — другой вопрос. Это ведь игра.
— То есть при вас его выпускать заставляли производственные обстоятельства, а не начальство?
— Да, именно так. Что было после нас, не знаю. Может быть всякое. Но нельзя забывать, что сыновья руководителей тренируются так же, как и остальные футболисты. Одно дело, если бы они только на игры приходили и не тренировались. Но они также пашут, мучаются, пыхтят, как остальные.
— Младший Аджоев тоже?
— Да. Он вообще прошел школу «Динамо», достаточно хорошую. Потом у него была травма, которая во многом помешала ему.