Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Экономика
ЦБ обеспокоился размером комиссий за снятие средств с кредиток
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Армия
Российские военные рассказали о процессе уничтожения техники ВСУ
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
Мадуро заявил о подготовке США Гайаны для нападения на Венесуэлу
Армия
Ударная группа авиации ВКС РФ разгромила опорпункт ВСУ
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
ЕК не увидела дискриминации россиян в поправках к миграционному закону в Латвии
Мир
Консерваторы потеряли почти половину мест в советах Великобритании после выборов
Мир
Генерал НАТО предположил конец поставок оружия ВСУ в случае недостатка мобилизованных
Мир
МВД России объявило в розыск экс-главу МВД Украины Арсена Авакова
Экономика
Финэксперт рассказал о вредных советах по финансовой грамотности в соцсетях
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Автобусные перевозчики пожаловались на задержки в подключении их транспортных средств к государственной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». При заключении договоров с региональными представителями ГЛОНАСС фигурируют сроки установки оборудования в три-пять дней, на практике же ожидание может затянуться до двух-трех месяцев. Перевозчики говорят о нехватке кадров для обработки заявок в центральном офисе. В компании отрицают наличие проблемы и объясняют, что транспортники начинают оснащать автобусы только после проверок Ространснадзора, хотя по закону они должны это делать с 2021 года. В Минтрансе же решили утвердить конкретные сроки подключения — 30 дней.

Обещанного ждут

Автобусные перевозчики пожаловались на задержки в подключении навигационного оборудования на своих средствах к госсистеме «ЭРА-ГЛОНАСС». Об этом говорится в письме ассоциации «Авторесурс» президенту Союза транспортников России и депутату Госдумы Виталию Ефимову.

«Маршрутные такси и автобусы должны быть оборудованы приборами системы «ГЛОНАСС». При заключении договоров с региональными представителями ГЛОНАСС на местах, как правило, фигурируют сроки подключения в три-пять дней. Однако они постоянно срываются и превращаются в огромные сроки ожидания, иногда до двух-трех месяцев», — пишет президент «Авторесурса» Андрей Жильцов.

При этом территориальные органы Ространснадзора при проверках транспортных компаний арестовывают не подключенные к ЭРА-ГЛОНАСС автобусы и отправляют их на штрафстоянки, в результате чего перевозчики несут убытки, пояснил Андрей Жильцов.

Регистрация приборов ГЛОНАСС

Регистрация приборов ЭРА-ГЛОНАСС

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Виталий Ефимов подтвердил «Известиям» получение обращения. Он добавил, что займется исследованием этого вопроса, так как «сложности есть, но они есть и по другим техническим средствам».

Нехватка автоматизации

Наличие проблемы подтвердили и в пяти региональных автоперевозчиках из Нижнего Новгорода, Самары и Чебоксар.

Мы ждем в течение двух-трех месяцев подключения транспортного средства к ЭРА-ГЛОНАСС. В результате работать на этих машинах не можем — Ространснадзор контролирует нас на линии. А отсутствие АСН (аппаратуры спутниковой навигации) подпадает под грубое нарушение, мы вообще можем за это лишиться лицензии на перевозку. Уже несем миллионные убытки из-за простоев взятых в лизинг автобусов, — пояснил представитель нижегородского «Авто-респект НН» Сергей Федотов. В его парке — около 150 ТС.

В ГЛОНАСС — операторе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» — перевозчикам лишь советуют ждать очереди на подключение, добавил Сергей Федотов.

На автовокзале междугородних и пригородных маршрутов
Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок

Коммерческий директор одного из авторизованных агентов ГЛОНАСС — компании «НИСА» — Роман Тарасов подтвердил, что подключения по некоторым транспортным средствам приходится ждать до месяца, иногда дольше. По его мнению, это происходит из-за нехватки персонала в центральном офисе оператора в Москве, где происходит обработка всех документов по заявкам.

Могу предположить, что это происходит из-за неорганизованности, нехватки кадров и их высокой текучки. За весь федеральный округ, например в Москве, отвечает один региональный менеджер. Кроме того, там не налажены процессы автоматизации — то есть весь вал документов и заявок обрабатывается вручную, — объяснил Роман Тарасов.

Правда, с октября 2022 года процесс начал частично переводиться в цифровой формат, появился электронный личный кабинет заявителей. Но поданные до этого в бумажном виде заявки не продублировали в электронном, рассказал агент.

— Кроме того, не все перевозчики готовы работать в электронном виде. Есть закрытые предприятия, военные, у кого-то электронный документооборот запрещен политикой компании. Другая проблема — оплата счетов за услуги подключения. Эти счета и закрывающие документы иногда просто не приходят или приходят некорректно, в результате клиент не может оплатить услугу и его отключают от системы мониторинга, — пояснил Роман Тарасов.

На Центральном автовокзале междугородних и пригородных маршрутов
Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок

В пример он привел случай Горьковской железной дороги (филиал РЖД): 12 детских автобусов стоят с января, потому что клиент не может оплатить счет, который в электронном документообороте оказался выставлен на головную структуру — РЖД.

— Просто в систему не добавили бюджетную единицу, все счета идут в Москву, местные платить не могут, — подытожил собеседник.

Возникновение проблемы Роман Тарасов связывает с активизацией проверок Ространснадзором.

О задержках подключения к ЭРА-ГЛОНАСС «Известиям» также сообщили индивидуальный предприниматель Евгений Шарий из Нижнего Новгорода (выполняет перевозки пассажиров по регулярным межобластным маршрутам, парк состоит из 11 автобусов), а также представители самарских компаний «Автостар» и «Автобис» (парк — около 40 автобусов) и чебоксарской «Альбатрос» (парк — 16 машин).

Реакции и планы

В ГЛОНАСС отрицают наличие проблем. В пресс-службе «Известиям» сообщили, что по итогам мая «в среднем каждый этап подключения на стороне АО «ГЛОНАСС» не превышает 24 часов и совокупно занимает два-три дня». Все процессы подачи заявок автоматизированы, добавили в компании.

На Центральном автовокзале междугородних и пригородных маршрутов
Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок

Перевозчики, которые корректно вносят все данные, правильно настраивают и устанавливают аппаратуру спутниковой навигации в соответствии с требованиями постановления правительства РФ и заинтересованы в соблюдении законодательства, не сталкиваются с какими-либо задержками, — уточнили в ГЛОНАСС.

Информацию агента о ручном разборе документов и текучке кадров там назвали не соответствующей действительности. Но, сколько человек занимается подключением автобусов к системе мониторинга, «Известиям» не сообщили. При этом вспышки запросов от перевозчиков на подключение в минувшие месяцы фиксировались только после проверок Ространснадзора, хотя обязательство по подключению существует с сентября 2021 года, подытожил оператор.

В Минтрансе РФ «Известиям» рассказали, что в настоящее время утвержденные правила оснащения автобусов и других транспортных средств спутниковой аппаратурой действительно не определяют сроков подключения и идентификации АСН в системе отслеживания. В целях исключения необоснованной административной ответственности собственников ТС предусматривается включение в правила дополнительного пункта, устанавливающего промежуток времени в 30 рабочих дней для оператора ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» ‎на идентификацию АСН с момента обращения собственника при условии предоставления всех предусмотренных сведений. Минтранс уже разработал соответствующие поправки в постановление № 2216, сообщили в пресс-службе ведомства. О сроках их принятия там не сказали.

Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль указывает, что проблема тянется с 2021 года: сначала появилось требование, согласно которому к установке принимаются только АСН, имеющие сертификат соответствия требованиям техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств». Позднее были введены санкции и возникли трудности с комплектующими для такой аппаратуры.

Водитель автобуса подключает прибор ГЛОНАСС
Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

— Думаю, проблема системная, она складывается из нескольких факторов, основные из которых — это недостаток сертифицированной элементной базы и слабая система обработки документов или некомпетентность работников ГЛОНАСС, — заявил эксперт.

Похожая ситуация сложилась сейчас с выдачей международных карт водителей для тахографа (ЕСТР). Их выдают с задержками из-за нехватки людей в ФБУ «Росавтотранс», такая ситуация сложилась вследствие отложенного спроса в период отсутствия чипов, привел пример Тарас Коваль.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский также считает, что проблема заключается в отсутствии жесткого контроля за исполнением обязательств и в недостаточном наличии вакантных технических и трудовых резервов для обработки запросов. Обработка документов в автоматическом режиме требует вложений в цифровизацию. Как правило, это внушительные суммы, и, судя по всему, пока компания не нашла для такой оптимизации средств, заключил эксперт.

Прямой эфир